Сюжеты · Общество

Вам письмо

Виктор Шендерович — Валентине Матвиенко

Фото: «Новая газета»
Валентина Ивановна! Мое уважение к Вам, размеры которого не поддаются описанию, заставляет меня обратиться к Вам в некоторой тревоге. Это тревога за Вашу репутацию. Вот, вкратце, суть вопроса. 18 апреля с. г. у меня должен был состояться...
_Валентина Ивановна!_
Мое уважение к Вам, размеры которого не поддаются описанию, заставляет меня обратиться к Вам в некоторой тревоге. Это тревога за Вашу репутацию.
Вот, вкратце, суть вопроса.
18 апреля с. г. у меня должен был состояться концерт в петербургском Театре Эстрады им. Аркадия Райкина, о чем с администрацией театра и был подписан договор. Однако недели за три до концерта начали происходить удивительные вещи.
А именно: организатору концерта, молодому человеку по имени Миша, позвонили из администрации театра и попросили ответить на вопрос: с чем будет выступать Шендерович?
— Это срочно?
— Да. Очень.
Миша пообещал задать мне этот вопрос тем же вечером. Но до вечера дело не терпело: из театра перезвонили через минуту и поставили вопрос ребром.
— Политических акций не будет?
— Честно говоря, не планировали, — ответил озадаченный Миша.
— Пришлите гарантийное письмо.
— О чем?
— Что это будет концерт.
На вопрос, кому и зачем понадобилась эта странная, если не сказать дурацкая, бумага, на той стороне провода начали с загадочным видом тыкать пальцами наверх, строго по вертикали, — в те заоблачные выси, где обитаете Вы, непередаваемая Валентина Ивановна.
Краткое пояснение для Вас, г-жа Матвиенко, и других, не менее понятливых. Будучи гражданином РФ, я действительно иногда участвую в политических акциях, но, не находясь на оккупированной территории, не считаю нужным маскировать это под развлекательные мероприятия.
На сцену же со своими текстами я выхожу с той поры, когда Вы, Валентина Ивановна, еще трудились первым секретарем Красногвардейского райкома КПСС, в меру сил обеспечивая скорейшее завершение эксперимента.
Мне казалось, что за истекший период политический строй поменялся, поэтому предложение о гарантийном письме подобного содержания показалось мне неадекватным по всем параметрам.
Но мой антрепренер Миша, будучи человеком хотя и молодым, но смышленым и давно обитающим на руководимой Вами местности, не стал лезть в конституционную бутылку, и написал дурацкую гарантийную бумажку, и отправил ее факсом.
Очень ему хотелось провести мой концерт.
Спасибо, говорят, получили.
— Вас устраивает такая формулировка? — спросил Миша.
— Не нас… — загадочно ответили в администрации Театра им. Аркадия Райкина.
— Но устраивает?
— Пока да, — загадочно ответили в администрации и попросили прислать следом содержание моего выступления: текстик посмотреть…
— Послушайте, — осторожно поинтересовался Миша, — а вы скажете, кто вам сегодня звонил?
— Скажу, — после паузы ответил собеседник, — но не сейчас.
— А можно к вам сегодня заехать?
— Нет. Сегодня не надо.
В полуобморочной тишине прошел день, потом еще один… А на третий день Мише позвонили из Театра Эстрады им. Райкина и уведомили его, что концерт Шендеровича 18 апреля с. г. отменяется. Не до шуток! — в театре начинается предварительный осмотр помещения перед предстоящим в неизвестном будущем ремонтом.
Как Вы знаете, Валентина Ивановна, вечер воскресенья — это как раз то самое время, когда в России обычно приступают к осмотру помещений…
Несчастный Миша хотел уточнить причины этого внезапного трудоголизма, но на той стороне провода повесили трубку и ушли в глубокое подполье — в течение нескольких следующих дней ни на один звонок организатора концерта никто не ответил.
Впрочем, нельзя сказать, чтобы с той стороны провода все умерли: следы их жизнедеятельности наблюдались. Например, кто-то немедленно закрыл по всему Петербургу продажу билетов на мой концерт…
Внезапная по случаю моего приезда в город на Неве однодневная непригодность к эксплуатации Театра Эстрады им. Аркадия Райкина (худ. руководитель театра — Юрий Гальцев) удачно наложилась на историю полуторамесячной давности: тогда по случаю моего приезда в город случилась внезапная протечка в зале «У Финляндского вокзала»…
Причем должен Вам заметить, Валентина Ивановна, что и тогда, и теперь все должностные лица, принимавшие решения о срыве мероприятий, — с самым недвусмысленным видом кивали наверх…
Тут, собственно, я и подхожу к пункту моей главной тревоги: ведь жителям Петербурга может показаться страшное!
Им может показаться, что источником всего этого трусливого идиотизма с чередой злоупотреблений, попахивающих серьезными нарушениями закона, являетесь Вы, Валентина Ивановна. Они могут подумать, что это именно Вы, наплевав на Конституцию РФ, вернули цензуру в учреждения культуры и ввели практику запретов на профессию на территории Санкт-Петербурга!
Мы-то с Вами знаем, что это не так, правда?
Ну и слава богу.
Так вот. Чтобы закончить это неприятное недоразумение, я предлагаю Вам как можно скорее провести служебное расследование и уволить тех, кто систематически дискредитирует Вас, видную демократку с большим стажем сзади. Тех, кто фактически от Вашего имени срывает мои концерты, тем самым превращая развлекательные мероприятия в политические акции, особенно нежелательные (Вам ли не знать) в периоды экономической нестабильности…
Ближайшая такая акция, как Вы сами понимаете, может случиться вместо моего веселого концерта 18 апреля с. г. в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина.
Которого, если помните, выжили из великого города Ваши незамысловатые предшественники и однопартийцы…
В предвкушении
неизменной встречи
с Санкт-Петербургом,
Ваш