Пусть в остальной Европе волнуются и спорят, приводит ли целибат католических священников к скандалам на почве сексуальных домогательств (вроде того, что сейчас разгорелся в Германии). На Западной Украине многие католические священники...
Пусть в остальной Европе волнуются и спорят, приводит ли целибат католических священников к скандалам на почве сексуальных домогательств (вроде того, что сейчас разгорелся в Германии). На Западной Украине многие католические священники женятся, плодятся и размножаются — с благословения Ватикана.
Топот ног по полу дома Воловецких — лучшее тому свидетельство.
В этой семье шесть детей — от 21-летней Павлины до 9-летнего Тараса. Один из средних, 16-летний Роман, хочет вырасти и стать католическим священником. Как папа.
Папа Романа — отец Юрий Воловецкий, возглавляющий небольшой приход здесь в Рудно. Жена священника, Вера, преподает в воскресной школе. Воловецкие принадлежат к Украинской греко-католической церкви, которая не считает, что священник обязательно должен быть безбрачным.
Украинская греко-католическая церковь — ветвь католицизма, отличная от куда более распространенной римско-католической церкви. Украинская церковь предана Папе Римскому, и ее глава — кардинал и верховный архиепископ. Но службы в ней похожи на православные. С точки зрения религии она следует восточному литургическому обряду, а не принятому в римско-католической церкви латинскому.
Чтобы удержать свои позиции в регионах, где преобладает православие, Ватикан с давних пор толерантно относится к традициям так называемых восточно-католических церквей, в том числе к их подходу к целибату. Но это исключение заставляет думать, что взгляды Ватикана касательно целибата не так строги и однозначны, как могло бы показаться.
Хотя украинские священники не готовы критиковать Папу Бенедикта XVI за его бескомпромиссную позицию по вопросу целибата, говорят, что разрешение заводить собственную семью помогает им лучше заботиться о своих прихожанах.
«Важно, когда священник думает не только о самом себе, — говорит 45-летний отец Воловецкий. — Семья дает ему более глубокое понимание того, как лучше ладить с другими людьми и им помогать. Священнику более естественно, более разумно иметь жену и детей».
50-летний отец Роман Кравчик, занимающий высокую должность в иерархии Украинской греко-католической церкви, говорит, что студенты семинарии часто спрашивают у него, стоит ли пытаться заводить семью, или лучше оставаться в безбрачии (сексуальные отношения вне брака даже не обсуждаются). По его словам, он не настаивает ни на одном из вариантов, хотя рассказывает о преимуществах брака.
«Мне кажется, когда священник не женат, ему сложно объяснять какие-то вещи прихожанам, — говорит отец Кравчик. — Он ведь не пережил этого».
Мы встретились с отцом Кравчиком и отцом Воловецким до того, как в Германии разгорелся скандал. Оба они отказались обсуждать вопрос того, связаны ли сексуальные домогательства со стороны священников с целибатом. Ватикан отрицает наличие такой связи.
Отец Воловецкий говорит, что наличие детей поменяло его подход к собственному призванию. «Это помогает мне смотреть на мир глазами других, — рассказывает он. — И это помогает людям больше мне доверять. Они видят: вот священник, у которого есть семья, и они видят, как мы живем. Мы — часть общества».
**Клиффорд Леви**
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»