Сюжеты · Общество

Саид Бурятский, он же Александр Тихомиров

Ольга Боброва , редактор отдела спецрепортажей
По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти...
**_По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти быть не может._**
**_В рамках проекта «Как устроено подполье» мы даем биографическую справку Саида Бурятского._**
Бурятский был весьма интригующей фигурой подполья. Безусловный лидер мнений среди молодежи кавказских республик. Молодой, трезво мыслящий богослов, чье появление в стане боевиков сыграло очень на руку идеологам Кавказского имарата.
Александр Тихомиров родился в Улан-Удэ. Бурят он только по отцу. По матери — русский, кавказских корней у него нет совсем. До 15 лет был буддистом, учился даже, говорят, в буддийском дацане. Потом что-то с ним случилось, и он принял ислам, став с этой поры Саидом Абу Садом.
На этом пути он продвинулся далеко.
Знатоки из спецслужб говорят, что на тихомировское обращение повлияла дружба не то с чеченцами, не то с ингушами. Все это выглядит сомнительно. Вот что рассказывает человек, который жил с Тихомировым в Улан-Удэ по соседству:
«Жил на Хахалова, рядом с седьмой поликлиникой, учился в 51-й школе. Так себе школа, из простых… Я мало кого из них в лицо помню, они обычно толпой ходили, что девки, что парни. Все одинаковые какие-то, хотя мы тогда ВСЕ одинаковые ходили, все на одном китайском рынке одевались. Неприметным он был мальчиком, серым и тихим. Думаю, били его нещадно. Я его могу понять. Отчего же серому пацану с серых задворок железнодорожного района серого города не захотеть чего-то значительного?
Можно сколько угодно гадать, каковы же были его мотивы начать изучать ислам. Я слабо верю во влияние друзей-чеченцев. Какие чеченцы в городе Улан-Удэ в середине 90-х?»
Повзрослев, Саид уехал учиться в Москву, однако учебу вскоре бросил: ему показалось, что в московском медресе преподают не тот ислам. Свое образование он продолжил в медресе «Аль-Фуркан» (Бугуруслан, Оренбургская область). Это знаковая страница в его биографии. Имена отдельных выпускников Бугурусланского медресе известны всему миру. Были они и среди террористов, атаковавших школу в Беслане.
Бугурусланское медресе очень не любили прокуратура и ФСБ. Здешнее руководство без конца обвиняли в экстремистской деятельности. В конце концов, в 2004 году медресе было закрыто. Но до этого времени Саид Абу Саад успел его закончить и уехать с группой выпускников продолжать обучение в Египте. Там он проучился около трех лет, в совершенстве овладел арабским. Потом перебрался продолжать образование в Кувейт.
Вернувшись в Россию, он устроился в московское издательство «Умма» переводчиком с арабского. Тогда же он начал читать свои первые лекции, которые вмиг обрели невероятную популярность. Темы лекций не настораживали. «Достоинство поста», «Ад», «О вере и неверии». И если коллеги и решались с ним спорить на этом этапе, то споры эти носили исключительно богословский характер.
История с его появлением на Кавказе очень смутная. Якобы Докку Умаров сам позвал ангелоподобного юношу нести слово Аллаха своим воинам. А у Саида к тому времени уже не только образовалась цельная точка зрения относительно места настоящего мусульманина в этом мире — но и проблемы с правоохранителями в Москве. И вот он пропал на некоторое время, а потом вновь дал о себе знать — уже в рядах ингушского фронта Кавказского имарата.
Его проповеди — вперемежку на русском и арабском — стали регулярно появляться на сайтах сепаратистов. Именно здесь, на Кавказе, не сдерживаемый никакими рамками, шейх Саид Абу Саад развернул свою харизму во всю ширину. Он начал выступать уже не только на богословские темы (хотя такие преобладают), он касался и острополитических вопросов положения России на Кавказе. Одна из часто упоминаемых им тем: спецслужбы не имеют никакого отношения к Имарату Кавказ.
Разумеется, были и те, кто считал возвышение Саида Бурятского искусственным. Часто его попрекали в том, что «шейхом» он зовет себя понапрасну, что знания его поверхностны. Идейные противники (немногочисленные) ставили ему в укор приверженность «низкому штилю». Саид действительно очень часто строит свои лекции на пересказе сюжетов, почерпнутых из священных книг. Недовольные говорят: «Что история? Кто-то подпрыгнул, другой побежал, третьего убили. Это как кино. Это легко слушать!»
Но, сделав ставку на простоту восприятия, Саид Бурятский, прекрасный рассказчик, добился цели, которой до него не могли достичь многие и многие проповедники от имарата. Он показал молодым, что ислам — далеко не скучная штука. Это очень сильно способствовало популяризации идей террористов – достаточно почитать форумы на пропагандистских сайтах.
Саид однажды уже был объявлен мертвым. Вскоре после подрыва Назрановского ГОВД 17 августа прошлого года по сети разошелся видеоролик, в котором он сидит в «Газели» со взрывчаткой и рассказывает на камеру о том, какой «подарок» ждет ингушскую милицию. В титрах в конце ролика говорится следующее: «Саид лично за рулем а/м «Газель» осуществил подрыв логова кафиров и муртадов «ГОВД г. Назрань».
Спустя несколько дней Саид, живой, в другом ролике рассказал, что вышла ошибка. Что не он был за рулем той «Газели», а лишь благословил братьев на смерть.
Это последний видеоролик Бурятского. Сайты Кавказского имарата продолжают выкладывать аудиообращения от него, однако речь в тех посланиях идет опять же об абстрактном. Никакие знаки не позволяют сделать вывод о том, что эти записи — свежие.
Саид исчез, и исчез некрасиво. Противники и прежде часто ему ставили в упрек: «Что же ты так нахваливаешь путь шахида, а сам только разговорами и силен?»  Теперь же стали громче говорить и о другом: Саид Бурятский как феномен был креатурой спецслужб — оттого он так яро и открещивался от них. Они его на Кавказ завели, они же и вывели.
Родные Бурятского, к слову, не живут в России с тех самых пор, как он ударился в экстремизм.
**P.S.** _ Очередной выпуск проекта «Как устроено подполье» - в ближайших номерах «Новой»._