Сюжеты · Общество

Поэтому он Сабуров

Поэт, драматург, публицист, политик, математик, экономист, педагог…

Галина Мурсалиева , обозреватель «Новой»
…«Родился в Крыму. Выучился в Москве на математика, но занялся экономикой. Стихи пишу, сколько себя помню. Печатался скудно, потому, что это дело казалось малоинтересным. Сходил в правительство, когда объявили демократию, попал в самое...
…«Родился в Крыму. Выучился в Москве на математика, но занялся экономикой. Стихи пишу, сколько себя помню. Печатался скудно, потому, что это дело казалось малоинтересным. Сходил в правительство, когда объявили демократию, попал в самое пекло. Можно сказать, на моих руках СССР развалился. Съездил за границу на родину, поруководил, но вернулся живым. Под нажимом внезапно обрушившегося на меня свободного времени защитил докторскую и выпустил, наконец, два сборника стихотворений «Пороховой заговор»  и «По краю озера» . Занимаюсь образованием. Думаю, что это возрастное»,  -- **вот так, шутя,  человек представил когда-то  всю свою жизнь** . Не шутя же  пересказать не то, чтобы там жизнь, а просто хоть как-то биографию Евгения Сабурова – не получится. Здесь не в том даже дело, что слишком  много ипостасей, а в том, с каким куражом и размахом все и во всех ипостасях им  творилось  Сказал уже о нем поэт и друг Михаил Айзенберг: «Первое лицо множественного числа»,  и другой друг, и тоже поэт, Всеволод Некрасов сказал еще точнее о нем же «…Что за бурная Сабурная жизнь!».   
Евгений  Сабуров умер в возрасте  63 –х лет в июне прошедшего года.  В  феврале  2010 –го мог бы  пройти  первый день рождения без именинника, но для его друзей, соратников и учеников  это была бы непереносимая ситуация. 
И они решили провести не один, а  несколько дней февраля  вместе  с «множественностью» его наследия. Так родилась идея конференций – «Сабуровские чтения». До нее  все чувствовали, а теперь, с особой какой-то остротой, – коллективной «службой понимания» (выражение Сергея Аверинцева) , осознали насущную  необходимость разобраться в кладези  идей, тем и методик, оставленных  им. Инициаторами  «чтений» выступили Министерство образования и науки Российской Федерации,  Федеральное государственное  учреждение  «Федеральный институт развития образования»   (ФИРО), Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, фонд «Институт экономики города»
Наверное, когда- нибудь, то же самое сделают литературоведы, культурологи и поэты, потому, что о его стихах уже сегодня говорят , что их бы стоило включать в хрестоматии рядом с произведениями Пастернака и Бродского.  Так в частности говорит в одной из своих публикаций известный филолог и поэт Татьяна Нешумова, и, не сумев остановиться на этом, она уходит в своих сравнениях еще выше: «…хотя, -- пишет автор, -- возможно, их место (стихов Сабурова. Г.М.) рядом с “Адом” Данте…»   
Пока же  «чтения» начались в  ФИРО  и пленарное заседание открыл директор   этого института Александр Асмолов.  Назвав  героя темы конференции  «Энциклопедистом нашего времени»,   он не снизил планку сравнений, поднятую поэтами и сказал, что фоном, наряду с портретом Евгения Сабурова видит портрет еще одного энцклопедиста, которого звали Леонардо да Винчи…  И прочитал    свое собственное,  удивительно искреннее посвящение другу Сабурову, «рвано любленному властью»:  »Вот и Женька ушел все вокруг провертелось… Мы его помянем… Вспомним колкие фразы. Мы его не пропьем…Он не предал ни разу…»
Следом за ним выступили один за другим бывший министром экономики в конце 90-х,  Яков Уринсон и  заместитель директора  Центра  трудовых исследований национального исследовательского  университета – Высшая школа экономики, Ростислав Капелюшников. Они развили одну из тем, с которой неразрывно связано имя Евгения Сабурова – тему инвестиций в человеческий капитал. Анализ сегодняшнего дня неутешителен: 
— Человеческий капитал российской экономики не адекватен  задачам ее переориентации на инновационный тип развития… Всего 40% работников работали всегда по своей специальности, а 25%  не работали ни одного дня…Только 30% работают по своей специальности сейчас, -- сказал Ростислав Капелюшников,  --  Средний российский рабочий проводит в системе образования 11,5 лет. Это феноменальный результат: многие страны были бы счастливы, если бы средний человек имел 11 лет образования.  … Но  произошло – массовое обесценивание капитала, накопленного до переходного периода.   При том, что норма отдачи на человеческий капитал резко выросла…у нас   вместо экономики знаний  формируется экономика невостребованных знаний…
…По сути, все, что делал в экономике образования Евгений Сабуров и было связано на прямую с тем, чтобы такому развитию событий противостоять. Об этом рассказал на «чтениях»  директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.
— Мы плотно работали с Евгением  Федоровичем,  проводили  совместные  семинары,  -- сказал он, в частности, --   в результате  появлялись не только какие то нормативные документы,   но и  конкретные проекты,  которые ложились в Федеральную  целевую программу образования… Как человек может капитализировать свой ресурс, -- это тот вопрос, на которой он все время старался ответить с помощью всевозможных практик и идей…
Господин Реморенко достаточно основательно и подробно рассказал об очень многих работах и подходах Евгения Сабурова. Вспомнил его метафорическое разделение на «холодное» и «горячее» знание.  «…Если холодное знание связано только с процессом передачи и приема информации, то горячее знание в значительной мере чувственно. Например, я не оцениваю, что хорошо, что плохо, я чувствую, что в этой ситуации надо поступить так, а не иначе. … Это..   то, в чем сходились все учителя-новаторы. Дальше шел полный широко раскрытый веер методов, приемов, методик, подходов и т.д…. Полезно обратить внимание на то, что, противопоставляя горячее знание холодному, новаторы любили употреблять такие слова, как "присвоение и проживание"…. Возникает осознание необходимости того, чтобы чужое стало своим, а мертвое живым. Знание входит в человека и становится его частью…», -- объяснял в одной из своих публикаций сам Евгений Сабуров
— Мне Евгений Федорович объяснял, что когда  учитель пользуется горячим знанием, он пользуется приемами обольщения.  Это не всегда дает образовательный эффект  -- продолжал свое выступление Игорь Реморенко, -- человек закончив школу и, уже будучи взрослым, может вспомнить: «был замечательный учитель, так говорил, так говорил, слушали замерев! Но вот о чем говорил, не вспомнить…»
И цитировал Сабурова: «В западноевропейских языках слово "образование" латинского происхождения и означает ведение, введение, работу поводыря. В русском оно связано с писанием икон, формированием нового человека по образцу. Может быть, подсознательное недовольство таким историко-филологическим наследием толкало российских учителей-новаторов к радикальным реформам? Во всяком случае, их предтече, радикальному мистику Яну Амосу Коменскому, не нравилось ни то, ни другое слово, и он предпочитал термин "просвещение"….Поводырь может завести человека не туда, куда ему надо, а куда надо поводырю… По образцу можно сформировать из человека такое, что родная мать не узнает. Показавший свет никого не толкает и никого не лепит. Он ждет. Историческая ирония состоит в том, что российские новаторы, придя в Министерство Просвещения, тут же переименовали его в Министерство Образования…»…
Не понятно на чьей стороне стороне сам автор, -- холодное знание мертво, горячее – обманчиво. 
— Сабуров говорил о маятнике, который качнется у нас то в одну, то в другую сторону и «вот так, рыская  туда-сюда, как яхта против ветра, идет наш корабль дураков».  Он пытался найти технологическую рамку – эта рамка игровой педагогики.   Она живет только тогда,  когда развивается. И только она способна дать человеку ключевые компетенции…, -- объяснил выступающий
Директор центра образования № 1811 «Измайлово» Александр Рывкин, -- один из тех людей, кто на деле вместе с Евгением Сабуровом развивал (и продолжает теперь это делать уже без него) игровую педагогику. Выступая на чтениях, он рассказал о том, как с помощью игры его подопечные дети  понимают даже самые сложные тексты. 
— Игра создает  умение ставить осмысленную задачу – играть и выигрывать, используя информацию, которая  необходима… Она также решает культурно значимую проблему отношений. Никакая методика этого не обеспечивает
Тему игровых технологий в образовании продолжил на кнференции  директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Он заметил, что «вся культура – игра и, если в ней нет игры – это не культура. И если мы говорим о сфере образования, как о культурной  --она должна быть построена на игре». Он рассказал также собравшимся о том, как еще в конце 80-х годов на одном из выездных игровых семинаров  Евгений Сабуров говорил об образовательных ваучерах. То есть это еще были времена СССР,  экономика по отношению к теме образования никак не применялась. Это было впервые проартикулировано! « Не связывайтесь с государством,   а придумайте такую ситуацию,  когда налогоплательщик  сможет увести своего ребенка и деньги пойдут туда,  куда он его увел,» - говорил сабуров.  Это дало в последствии  развернуть возможность негосударственной сети образования . Идея  «образовательных ваучеров», очень привлекательна,   сегодня она  лишь отчасти реализована в сильно урезанном виде подушевого финансирования. Но к ней необходимо вернуться…    «Переходя на личности», господин Собкин заметил, что отношение Сабурова   ко всему, за что он брался,  было личностное – и он никогда  не терял   позицию самостоянья , он был человек самостоящий.  Самостоянье таких людей очень немного,  как и тех,  кто красиво курит трубку.
— Я в жизни видел трех людей,  которые  красиво курили – Мераб Мамардошвили,   Феликс Михайлов и Евгений Сабуров…. Брался хороший, качественный табак, разные правильные прнадлежности…, -- сказал он
Президент  института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан напомнил на «чтениях» о том, что имя Евгения Сабурова прочно связано с темой становления гражданского общества
— Он придумал народную ассамблею. Не очень мне нравилось слово «народная»,  я говорил:  «Евгений Федорович,  давайте все таки будем говорить о гражданском сознании. « Почему вы не любите деревню? Граждане – это жители городов…» Мы с ним часто спорили о словах, -- рассказывал Александр Аузан, --    К примеру каким словом назвать яркого представителя гражданского общества?  Нет образа, а потому и нет слов. Люди используют либо образ какого-то политика,  либо коммерсанта. Посмотрите,  как власть выбирает правильных людей для представителей гражданского  общества  -- выбирает адвокатов: и мы видим  Кучерену, Астахова… Я напомню,  что Сабуров себя самого  называл  анархистом. Реабилитация идей анархии в России – очень серьезная задача. Нам вбили в голову, что свобода – это не анархия. Почему? 
«…Я сторонник того, что самоорганизация людей всегда эффективнее, чем начальства. Я анархист по своим убеждениям и считаю, что слова Бакунина "свобода рождает порядок" - это совершенно правильные слова, мы всегда договоримся между собой, а вот начальник, который на нас будет орать - это не создание порядка, а это полный кошмар и беспорядок», --   говорил в одной из своих публикаций Евгений Сабуров. И еще в одной – об игровом обществе, о том же другими словами:«Развитие привело нас к игровому столу, а за игровым столом начальников нет»… На ту же тему – в стихах:
“Отказавшись от дионисийских игр, / Мы значительно смирили окрас / Свои полосы вывел тигр, / генерал продал лампас”…
Может быть, сама конференция, как и то, как я ее описываю,  выглядит как совершенно разные,  не сочетаемые куски… Но то, что посвящено Евгению Сабурову, по другому, наверное, выглядеть не может… Он так и жил, -- как будто бы в разные стороны…
Подводя итоги пленарного заседания Александр Асмолов рассказал о психологическом эксперименте: перед  4-х летним ребенком   ставится  обезьянья (фольклор психологов) задача: не выходя из очерченной линии  подпрыгнуть и достать банан. Есть палка,   малыш ее сразу видит  и   легко решает  эту задачу. А ребенок семи лет к удивлению психологов не может.  Их оставили  вместе, строго настрого наказав младшему:  «ты не должен подсказывать.  Просто будь рядом». Малыш,  решив, что взрослые уже его не  видят,  не выдерживает и подсказывает старшему шепотом :   «палку возьми!»  И тогда следует уникальный ответ семилетки: «Также и дурак сможет».
— Человек, -- подытожил Асмолов, -- это существо, которому присущи неадоптированность,  тенденция к постановке сверхзадач.  И в этом весь Сабуров.  Анархия в массовом сознании – это действительно  сегодня ругательное слово. Но сегодня  мы видим нарастание возможностей  изменения  порядка, работы анархиста   Кропоткина определили многие направления современной синергетики…
По Сабурову образование – это движение к свободному обществу.  Сказано до нас  «чем бы человек отличался от животного, если бы ему было нужно только необходимое и ничего лишнего»  Сабурову было нужно так много лишнего, он по своей структуре личности был невмещаемым в роли те или иные,  он играл неадаптивно, не предсказуемо. Поэтому поэт,  математик, экономист и поэтому  все,  что я сейчас  говорю – мало ему. Поэтому он Сабуров…
После тематических круглых столов участники самых разных секций говорили об одном и том же – все направления деятельности Евгения Сабурова – клад тем для дипломных  работ и кандидатских диссертаций… Говорил же Бродский: «В вечной дали суждено вещам таять, однако смерть, может порою им возвращать истинный их размер.