Сюжеты · Культура

Зрителям место в клетке

О современной цивилизации брошенных детей — спектакль «Бох» в театре «А.Р.Т.О.»

Екатерина Васенина , корреспондент отдела культуры
Спектакль в клетке — в истории мирового театра и не такое бывало. Но как-то пристальнее задумываешься о свободах, когда лично тебя вместе с другими 49 зрителями запирают и на расстоянии вытянутой руки сооружают еще одну клетку для актеров,...
**Спектакль в клетке — в истории мирового театра и не такое бывало. Но как-то пристальнее задумываешься о свободах,  когда лично тебя вместе с другими 49 зрителями запирают и на расстоянии вытянутой руки сооружают еще одну клетку для актеров, совсем крошечную, где можно только неподвижно висеть на кресте или лежать на шконке.**
Идеальные условия, чтобы поговорить о главном, пока другие театры на бульварах кварталом и выше, и ниже из последних сил веселят. Условные Владимир и Эстрагон из «В ожидании Годо» Беккета, Посетитель и Кришнамурти из книги диалогов Джидду Кришнамурти «Немедленно измениться», разбивая лицо в кровь о клетку человеческого разума, говорят о необходимости немедленной психологической революции.
Это суровый, часто заходящий в тупик разговор, за ходом которого надо следить очень напряженно. Актеры Иван и Дмитрий Волковы, Олег Герасимов, Кирилл Сбитнев не произносят текст, а мыслят при нас, даря удовольствие от беседы запальчивых умных людей.
 Слово ведет к иллюзии, которой мы поклоняемся, и ради этой иллюзии мы добровольно уничтожаем друг друга. Никогда не смешивайте слово с той вещью, которую оно описывает. Пытаться спастись от ловушки — значит попасть в другую ловушку. Все, что вам нужно делать, — это осознавать от начала и до конца, не делаться невнимательным в середине осознания…
За инструкцией, проповедью, советом и вопросом следует блестящее опровержение, демонстрация ловушек ума. Представьте, что все это говорится в пылу яростного спора людьми, запертыми на одном квадратном метре. Писания Кришнамурти умственны, на слух, большими периодами воспринимаются тяжко. Но сам вызов, отношение к зрителю как к серьезному собеседнику опрокидывает усталость, воскрешает исчезающую привычку к театру серьезной мысли, где слово «бог» можно произносить с маленькой буквы и писать не по правилам, но размышления о нем будут жаркими, глубокими и неокончательными. Жесткая зрительская лавка за спиной в это время  незаметно формирует осанку.
**26 и 27 февраля. Начало в 20.00**