В начале февраля в столичном Центре имени Мейерхольда мне довелось видеть и слышать непривычный с точки зрения искусствоведческих дефиниций спектакль — научно-популярную оперу. Действующими лицами и исполнителями значились хор из...
В начале февраля в столичном Центре имени Мейерхольда мне довелось видеть и слышать непривычный с точки зрения искусствоведческих дефиниций спектакль — научно-популярную оперу. Действующими лицами и исполнителями значились хор из подмосковного наукограда Троицка; дети в костюмах космонавта, светлячка, робота, часов, снежинки, мобильного телефона, звездочета, крота и… самоорганизующейся системы. Надо всем этим действом витали тени Вольтера, Дидро, Руссо, Гете…
Но главными героями стали все-таки те, ради кого и был сотворен праздник. Ибо все это вместе называлось: церемония награждения победителей Третьего всероссийского грантового конкурса «Научный музей в XXI веке». Конкурс проводится фондом некоммерческих программ «Династия» Д.Б. Зимина и уже входит в традицию. За прошедшие четыре года в больших и малых городах России на его гранты создано более сорока экспозиций и экспонатов, проведено пять полномасштабных образовательных фестивалей.
**Информация для размышления**
«Завершившийся конкурс заметно отличается от предыдущих. Появились новые номинации. Предлагаемые формы просветительской деятельности все меньше напоминают традиционный музей, все чаще оказываются способными к модернизации и перепрограммированию. Во время проведения третьего конкурса эксперты «Династии» рассмотрели шестьдесят четыре заявки.
Конкурс проводился в двух номинациях: «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественно-научных музеев» и «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку». Грантовый фонд составил 6 000 000 руб.» (из каталога конкурса).
Конкурс музеев — лишь одна из 20 программ в поддержку науки (в первую очередь фундаментальной), образования, просвещения, которые осуществляет фонд «Династия». Кого еще и что он поддерживает? Учителей, одаренных школьников, студентов, молодых ученых, конференции в области фундаментальных исследований, публичные лекции всемирно известных ученых, научные фестивали…
«Династия», которая в следующем году отметит свое 10-летие, — первый в новой России негосударственный, семейный фонд, начавший осуществлять такие цели на деле. На словах-то кто только в платонической любви к науке у нас не клянется!
Почему столько сил и времени отдает этому один из самых успешных, по нынешним критериям, людей в современном российском бизнесе — основатель, а ныне почетный президент компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Дмитрий Зимин? Прислушаемся к тому, что он сам об этом думает.
**Информация для размышления**
«Фундаментальная наука мне кажется чрезвычайно важной для мироощущения человека, для адекватности или неадекватности восприятиям им своего места в нашем сложном мире. <…>
Состояние науки в нашем обществе неразрывно связано с состоянием всех других сторон и показателей его жизни, куда относятся коэффициент развития человеческого потенциала, длительность жизни, доход на душу населения, развитие демократических институтов и т.д. По всем этим параметрам мы находимся на достаточно среднем уровне. И повернуться лицом к науке, прежде всего к фундаментальному ее авангарду, невозможно, не повернувшись лицом ко всем этим ключевым элементам развития общества и государства.
Есть страны, где существует культура налогоплательщиков, когда власть от них, от населения, зависит. Ну а если у власти есть самостоятельные источники доходов, положим, у нас основные нефтедобывающие предприятия находятся в руках чиновников, то зачем им все остальное?
Принимать конкретные меры по развитию фундаментальных наук, конечно, надо. Но это занятие не очень продуктивное, если не будет поднята культура, реформированы институты, определяющие жизнь нашего общества.
В самом личностном потенциале фундаментальной науки таится серьезный резерв для противостояния невежеству и бескультурью.
Большие ученые, как правило, — интеллигенты в широком смысле слова. А интеллигентность тождественна понятию порядочности. Поэтому наличие в стране слоя ученых — это вопрос и нравственного здоровья общества, а не только уровня науки в нем» (Дмитрий Зимин. «Кентавр», № 10. См. «Новую газету» от 24—27.04.2008).
Зимин не получал наследства от своих дореволюционных предков, входивших в ряд самых знаменитых предпринимательских фамилий России — Морозовых, Рябушинских, Прохоровых, Зиминых. Он взял от них скорее другое — просветительский характер немалой благотворительной составляющей их бизнеса. Впрочем, в России не было тогда такого слова. Говорили: дело.
Далеко не каждый вспомнит, в чем состояло до революции дело Зиминых. Но вот частная опера Зимина, независимая от тогдашнего государственного официоза, впервые показавшая запрещенную цензурой оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок», и ныне известна любому, кто серьезно интересуется историей искусства. Та же память — и о Третьякове, и о Леденцове, адресом благотворительности которого была именно наука.
Дмитрий Зимин, прошедший до этого школу исследовательской работы в ВПК, когда Россия вступила в непредсказуемые рыночные отношения, с самого начала выбрал путь, который, к сожалению, не выбрала тогда вся страна, — не сколачивание миллиардных состояний на нещадной эксплуатации национальных природных богатств, а бизнес на высоких технологиях. В данном конкретном случае — информационных. Конечно, не он один, но… побольше бы нам таких Зиминых!
Во время театрализованной церемонии награждения победителей музейного конкурса им задавали «каверзные» вопросы. Автора петрозаводского проекта Алексея Штыкова спросили: «Вы показали, как природа самоорганизуется в противостоянии хаосу, а как преодолевать хаос нам, людям?» Ответ был: «Читайте книги, это лучшее оружие против хаоса».
У «Династии» есть свой сайт в интернете, с которым по популярности может поспорить разве что сайт гинзбурговских «Успехов физических наук». Но в споре «погубит ли интернет книгу?», столь же бесплодном, как и давний, уже из прошлого века, спор «погубит ли кино театр?», у Зимина и его команды вполне определенная позиция. Он издает книги о науке. Такие, например, как «О вращении небесных сфер» Коперника и «Работы по теории относительности» Эйнштейна с современными комментариями. И еще много другого, интересного. О геноме. О 200 законах мироздания. О великих экономических мыслителях. О мире в ореховой скорлупе…
И я с Зиминым и сотрудниками его фонда в этой их книгоиздательской активности солидарен. Мне тоже кажется, что искусство читать книги (а в каком виде — «печатном» или «интернетном», это уже второй вопрос) и думать над прочитанным, просветлять, просвещать свои умы и души в библиотеках, театрах, музеях — одно из сильнейших противоядий против нарастания энтропии, хаоса в окружающей нас, да и в нашей внутренней, жизни. И если мы утратим это искусство…
**Проекты, победившие в конкурсе**
1. Музей занимательной науки с центральным «Звездным залом» (общественная организация «Естествознание», Иркутск), где посетители могут своими глазами увидеть «жидкое солнце» и искривление параллельных линий, корабль в пузырях, и сложение цветов, и еще много-много экспериментальных чудес.
2. Ожидание космоса (музей «Самара космическая»). Экспозиция рассказывает о том, как с веками менялись представления людей о космических полетах — от первых фантазий до провидческих, оправдавшихся на практике сценариев.
3. Неизвестная земля (Центральный музей почвоведения имени Докучаева РАСНХ, Петербург). Парадоксально, но человек сегодня куда больше знает о звездном небе над головой, чем о почве у себя под ногами…
4. Связь времен (Омской истории краеведческий музей). История развития средств связи со времен зарождения человечества до наших дней предстает в виде командной игры, в которой участвуют посетители музея.
5. Самоорганизация систем — факты природы (Петрозаводский государственный университет).
6. Передвижная мультимедийная экспозиция «Наука—Технология—Искусство» (Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Москва) особо близка «Кентавру», в самом своем имени демонстрирующему сплав исследовательского и художественного начал.
7. Сибирские скифы как тема для точных наук (Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Новосибирск). Один из самых таинственных народов глубокой (Пазырыкская культура VI—III вв. до н.э.) древности. Какой новый инструментарий предоставляют для его изучения современные физика, химия, биология? И опять же ответы на вопрос — в интерактивной игре.
8. Путешествие в мир автоматов. Чудеса механики (Парк занимательной техники, Барнаул).
9. Мобильный астрономический комплекс «Вселенная и человек» (Глазовский краеведческий музей, г. Глазов). Для столичных мегаполисов — это, может быть, и не открытие. Но для галактики, состоящей из сотен, тысяч даже малых городов России, три блока комплекса («Виртуальные полеты», «Светопредставление»?, «Планетная мозаика») — настоящий подарок. Впрочем, для юных жителей Москвы, где вот уже много лет на замке замечательный в прошлом планетарий, наверное, тоже.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»