Сюжеты · Политика

Отставка слишком успешного менеджера

Ханты-Мансийский автономный округ

Лола Тагаева , Корреспондент
Назначение президентом Медведевым председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Комаровой на должность губернатора Ханты-Мансийского автономного округа вместо дейст¬вующего губернатора...
**Назначение президентом Медведевым председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Комаровой на должность губернатора Ханты-Мансийского автономного округа вместо дейст¬вующего губернатора Александра Филиппенко вызывает недоумение, считают опрошенные «Новой» эксперты.**
По словам руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, это очевидный диссонанс в кадровой политике: на новый срок назначаются очевидно непопулярные губернаторы, «в отношении которых вообще сложно найти аргументы за: низкий рейтинг, разваленные регионы». Это, в частности, Александр Бердников в Республике Алтай и Олег Богомолов в Курганской области (занимающий пост, как и Филиппенко, с 1996 года). «И не назначается на новый срок один из лучших губернаторов России, показывающий в области лучшие результаты и отсутствие скандалов, дискредитирующих руководство. Команда там очень сильная. Захотели обновить — почему не взяли из этой команды, а взяли человека со стороны?» — недоумевает Кынев. Тем более что в последней четверке президентских назначений только Комарова прислана из центра. Да и прошлые назначения также показали, что Кремль в целом отходит от практики назначения «варягов».
По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, прогнозировавшего «Новой» еще в январе губернаторство Комаровой, все объективные причины для сохранения поста губернатором Филиппенко все же были, но он сам ничего для этого не сделал. «В поддержку Комаровой, напротив, была развернута очень активная кампания. Целенаправленная работа и переговоры с лицами, принимающими решение. Она демонстрировала желание быть губернатором», — говорит он. Почему Филиппенко этого не сделал? Самым простым объяснением будет то, что Филиппенко за 14 лет работы губернатором сам устал.
«С другой стороны, регион объективно очень ресурсный, интересы неких игроков в контроле над нефтегазовыми регионами могли превысить соображения целесообразности, — предполагает Кынев. — Когда мы наблюдаем принятие политически алогичных решений, причину надо искать в чем-то личном. Возможно, личные отношения людей, которые пересеклись». Есть версия, что Филиппенко сняли за излишнюю самостоятельность, за то, что он не позволял высокопоставленным государственным чиновникам лоббировать свои интересы в нефтяном секторе. А в ХМАО из-под земли выкачивают чуть больше половины всей добываемой в России нефти. Наталья же Комарова, в свою очередь, известна как человек, удачно лоббирующий интересы «Газпрома». По словам Минченко, сложные взаимоотношения Филиппенко с главой администрации Сергеем Собяниным тоже были фактором, играющим против губернатора ХМАО, но не решающим.
По мнению Кынева, трагедия Филиппенко в том, что он создал настолько хорошо управляемую область, что со стороны кажется: если Филиппенко там все наладил, то регионом может управлять кто угодно. «Согласно выстроенной вертикали, кандидатуру в парламенте одобрят. Хотя по логике вещей Комарову надо было назначать губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, где она уже была вице-губернатором», — полагает Кынев.