Сюжеты · Политика

Хана Шпигунам

Взгляд из Киева

Андрей Капустин , для «Новой», Украина
Активизация деятельности СБУ в рамках раскрутки волны шпиономании в Украине, имеет как минимум две связанные между собой мотивации. Первая — непосредственно уставные цели и задачи. Вторая — конъюнктурные соображения руководства в свете...
Активизация деятельности СБУ в рамках раскрутки волны шпиономании в Украине, имеет как минимум две связанные между собой мотивации. Первая  — непосредственно уставные цели и задачи. Вторая — конъюнктурные соображения руководства в свете президентских выборов, а значит, грядущих кадровых перемен.
Последним хитом этого захватывающего процесса стало сообщение о том, что в минувшую пятницу в центре Киева был задержан гражданин Грузии с тротилом, электродетонаторами и оружием. Эту новость, равно как и остальные резонансные сводки со шпионско-террористических фронтов, озвучивал лично глава СБУ Валентин Наливайченко.
Причем сделано это было в эфире одного из самых рейтинговых телеканалов буквально по горячим следам. По мнению экспертов, г-н Наливайченко прекрасно понимает, что новый глава государства в первую очередь займется кадровыми перестановками именно в силовых структурах. СБУ в отличие от МВД напрямую подчинена президенту. А шансов сохранить за собой кресло у Наливайченко, зарекомендовавшего себя  человеком  Ющенко, немного. Поэтому в последнее время он и сделал несколько публичных шагов, дабы доказать будущему главе государства если не лояльность, то хотя бы профпригодность.
Именно в связи с этой мотивировкой расценивают и раскрутку более громкого недавнего скандала, связанного с арестом на территории Украины четверых сотрудников ФСБ. Хотя в отличие от пятничного террориста дело это вышло куда более резонансным и имеет куда более длинную перспективу.
Итак, 27 января в Одесской области сотрудники СБУ задержали четверых офицеров ФСБ. Один из них (специально прибывший из Москвы) должен был встретиться с завербованным украинским агентом. Трое — военнослужащие оперативной группы российских войск (ОГРВ) Приднестровского региона Молдовы — в отдельной машине осуществляли прикрытие. За их действиями наблюдал (опять же из отдельной машины) начальник отдела военной контрразведки ФСБ РФ в ОГРВ в чине подполковника, который сумел с места события сбежать.
По версии г-на Наливайченко, который обнародовал эту сенсационную новость на пресс-конференции неделю спустя, у задержанных сотрудники СБУ изъяли орудия шпионской деятельности. Как-то: цифровые диктофоны, вмонтированную в авторучку видеокамеру, закамуфлированный под брелок для ключей контейнер для хранения цифровых данных, в том числе с инструкциями для агента, ноутбук, флешки памяти и 2 тысячи долларов США, которые предназначались для передачи агенту в обмен на некую украинскую государственную тайну.
Но самой важной уликой стал мобильный телефон, на карте памяти которого выявили… тайную инструкцию, регламентирующую агентурную деятельность ФСБ РФ.
Дальше СБУ повела себя достаточно странно. Трех офицеров прикрытия после дачи показаний отпустили с миром. Определив им в виде наказания за шпионаж запрет на въезд в Украину в течение 5 лет. А вот московский гость был этапирован в Киев, помещен под стражу и теперь ожидает суда. По всей строгости украинских законов. Согласно статье 114 УК Украины ему светит до 15 лет лишения свободы.
Не менее интересно повела себя и российская сторона. Москва факт задержания офицера ФСБ признала. Но объяснила инцидент ответным действием на участившиеся в последнее время факты вербовки российских граждан украинскими спецслужбами.
При этом ЦОС ФСБ не отрицал и факта встречной вербовки гражданина Украины сотрудниками ФСБ на территории Приднестровья. Где этот самый гражданин, обозначенный как сотрудник службы внешней разведки украинской армии, был задержан во время совершения шпионских действий на территории одного из российских военных объектов в Тирасполе.
По версии ЦОС ФСБ, речь идет о Руслане Пилипенко, который попал в поле зрения разведки еще в 2006 году, поскольку активно занимался деятельностью в ущерб интересам безопасности ВС РФ. В итоге 29 октября прошлого года он был задержан в Тирасполе, имея при себе «цифровой фотоаппарат с электронной копией документов, имеющих гриф «Секретно» и «Совершенно секретно». После задержания Пилипенко дал признательные показания и заявил о готовности представить информацию и о других разведывательных акциях и агентуре, задействованной в работе против России. Об инциденте было поставлено в известность руководство СБУ». То есть, попросту говоря, Пилипенко был завербован. Правда, по информации киевских источников, вербовка эта проходила жестко. Ломали, как сказал один из информированных людей, через колено. И физически, и морально. Но по возвращении в Киев Пилипенко сдал своих новых хозяев руководству. И СБУ затеяла игру, на которую россияне в итоге и купились.
Несмотря на кажущуюся простоту, в этой истории остается очень много темных пятен. Во-первых, абсолютно непонятно, для чего офицерам ФСБ нужно было въезжать на территорию суверенного государства тремя машинами. Да еще и напичканными шпионской техникой и секретными инструкциями. Если лишь для того, чтобы передать агенту 2 тысячи долларов, то это не тянет даже на сюжет малобюджетного боевика. Во-вторых, под шум скандала как-то без ответа остался и вопрос о том, на каком основании, как и по каким документам офицеры ФСБ пересекали украинскую государственную границу. А заодно и комментарий по поводу того, по какому маршруту убыл начальник отдела военной контрразведки ФСБ РФ в ОГРВ в чине подполковника. Ведь если СБУ тщательно готовила операцию, то форс-мажор в виде возможных попыток сбежать явно должен был быть просчитан. В-третьих, много вопросов вызывает сумма шпионского гонорара. 2 тысячи долларов за украинскую гостайну не впечатляют. Таких цен в Украине просто нет. Тем более что деньги платили не бомжу, а кадровому офицеру, который осведомлен о расценках не хуже тех, кто его вербовал. Ну и наконец, самым главным вопросом является предание инцидента гласности. Хотя обычно такие конфликты гасятся втихую. Ответ на этот вопрос может таиться в уже упоминавшемся желании шефа СБУ сохранить за собой кресло после смены президента. Правда, как именно хотел г-н Наливайченко использовать обострение украино-российских отношений, пока не ясно. И Тимошенко, и Янукович бьются за голоса избирателей, в том числе и за счет расположения Кремля. В обострении отношений мог быть заинтересован разве что Ющенко. Но он ни в Москве, ни в Киеве уже всерьез не воспринимается. Что же касается Партии регионов, которую возглавляет Виктор Янукович, то она отреагировала достаточно быстро. Один из партийных лидеров — Николай Азаров — выступил с резким осуждением инцидента, обвинив во всем команду Виктора Ющенко: «Зная, что мы являемся последовательными сторонниками укрепления российско-украинских отношений, их перевода в плоскость взаимовыгодного сотрудничества, они раскручивают абсолютно безосновательные скандалы, которые не способствуют сейчас, в последние нескольких дней перед выборами, стабилизации ситуации». Однако позицию Азарова в партии поддержали не все. Экс-министр обороны Александр Кузьмук, член парламентской фракции от ПР, заявил: «У нас есть закон, соответствующее соглашение с Россией, которые не позволяют вести разведку друг против друга. По сообщению главы СБУ, задержанные — офицеры ФСБ. Меня это шокирует! Не Главное разведуправление Генерального штаба, не Служба внешней разведки, а именно Федеральная служба разведки, которая должна действовать только на своей территории. Еще один шок — их отпустили.
**Тем временем**
**Агентство «Росбалт» в пятницу вечером распространило информацию, появившуюся на сайте украинского интернет-издания «Цензор.Нет», ссылающегося на неназванный источник, «близкий к службе безопасности Украины»:**
«5 февраля в СБУ поступило официальное обращение ФСБ по делу арестованного на Украине российского шпиона. <…> Директор ФСБ РФ Александр Бортников в письме на имя председателя СБУ Валентина Наливайченко, направленном по официальным каналам <…>, потребовал немедленно освободить арестованного украинской контрразведкой на территории Одесской области полковника ФСБ Носкова (по данным источников, такова настоящая фамилия гражданина России, который при задержании предъявил фальшивые документы). В случае, если высокопоставленный сотрудник российских спецслужб не будет немедленно, без всякого судебного разбирательства передан российским властям, директор ФСБ угрожает «адекватными мерами».