Сюжеты · Общество

Бред от рассвета до заката

Узбекскому фотографу Умиде Ахмедовой грозит тюремное заключение за любовь к своей стране

«Новая газета» уже писала о бредовых обвинениях в клевете на родную страну, выдвинутых против узбекского фотографа Умиды Ахмедовой. Повод — альбом Умиды «Женщины и мужчины/от рассвета до заката». Мы воспроизводим часть «Заключения по...
**«Новая газета» уже писала о бредовых обвинениях в клевете на родную страну, выдвинутых против узбекского фотографа Умиды Ахмедовой.**
**Повод — альбом Умиды «Женщины и мужчины/от рассвета до заката».**
**Мы воспроизводим часть «Заключения по итогам проведения комплексной экспертизы», сделанного экспертами по уголовному делу, которое возбуждено против Умиды. Заодно приводим фамилии экспертов и, надо полагать, истинных патриотов Узбекистана: специалисты по делам религии С. Шарипов и О. Шковородюк, главные специалисты центра пропаганды духовности Г. Назруллаев и А. Акмалов, психологи Р. Хикматулаева и Р. Расулева и специалист центра «Маънавият Маркази» З. Гафарова.**
В фотоальбоме «Женщины и мужчины/от рассвета до заката», который сделан в рамках Гендерной программы посольства Швейцарии в Узбекистане, представлены 111 фотографий Умиды Амедовой. 90% фотографий снято в отдаленных, отсталых кишлаках, и цель автора — показать тяжелую сторону жизни. В частности, плачущая девушка, руками закрывающая лицо (19 стр.),  девушка, пасущая ишака (23 стр.), девушка с лицом, намазанном мукой или непонятно чем (25 стр. — **фото 1** ),  держащая на голове тазик с соломой (29 стр. — **фото 3** ), подметающая крышу девушка (44 стр. — **фото 2** ),  — смотришь на данные фотографии и убеждаешься в вышесказанном.
Кроме того, с удивлением убеждаешься, в каких отсталых условиях люди живут в кишлаках (24, 46, 47, 51, 106, 107, 114, 119 стр.). Умида Ахмедова наши национальные обряды изображает в темных тонах. Например (40 стр.), плачущая девушка прощается с отцом, желая его благословения. А вот (41 стр.) — руки невесты, стоящей очень неуверенно, а рядом с ней кулак жениха. На первый взгляд обе фотографии кажутся обычными. Но через эти две фотографии фотограф хочет сказать, что девушка, выйдя замуж, полностью потеряла свободу и плачет, прощаясь с отцом. В Европе невесты, выходя замуж, не плачут, потому что у них нет этих чувств. Поэтому любой западный человек, посмотрев на эту фотографию, однозначно подумает, что в Узбекистане девушки выходят замуж насильно, поэтому плачут.
Автор критически смотрит на обрезание, он хочет вызвать жалость к мальчику, показывая узбекский народ варварами.
Что интересно, автор любит снимать подметающих женщин. Будто в нашем городе у женщин нет другой профессии, кроме уборщицы. Объектив Умиды Ахмедовой не отражает красивые места, современные здания, благополучные кишлаки. Этот человек видит женщину в телефонной будке, которая ждет клиентов (85 стр.), женщину с мокрой головой, продающую ковры (86 стр.), и цветочницу, которая смотрит задумчиво в объектив. Кроме этого, автор видит уличного бродягу, который заснул у памятника (88, 89 стр.), заснувшего продавца кишмиша (100 стр.), старушку-попрошайку (101 стр.). Когда листаешь альбом, приходишь к мысли: зачем пришли люди в этот мир, в нем только страдания, труд и печаль (115, 118 стр.) На самом деле цель фотографа вот какая. Она старается, хоть и искусственно, показать гендерные проблемы в Узбекистане. На фотографиях женщины (23, 29, 32, 44, 45, 46, 63, 74, 79, 85, 86, 87, 90, 91,93, 101, 108, 115, 117 стр.) заняты только повседневными заботами и тяжелым трудом. А мужчины в основном (56, 57, 59, 60, 61, 68 стр. — **фото 4** ) заняты курашем, петушиными боями, пловоедством и развлечениями.
В альбоме не сказано, где сняты фотографии. Но задумываешься, снято это в Узбекистане или в Афганистане (104, 105 стр.) Самое интересное, на первой странице альбома написано Ташкент 2007, но на обратной стороне написано «Print-S», г. Алматы. Значит, фотографии могли быть сняты в разных местах. Кроме того, в альбоме есть биография автора, там сказано, что Умида Ахмедова участвовала в выставке в Тбилиси. Зная это, понимаешь, что фотографии на стр.96, 97, 98, 99, 103 напоминают Грузию.
Открывая альбом, мы видим отражение в зеркале женщины с фотоаппаратом, красящей волосы, и догадываемся, что это автор. Обычно женщины такие моменты скрывают от чужих глаз. Здесь видишь безвкусицу: на заднем фоне кучу каких-то одежд, пакетов, портящих настроение зрителя. В фотоальбоме царствует пессимистическое настроение. Проще говоря, там жизнь показана очень некрасиво. Иностранец, не видевший Узбекистан, ознакомившись с альбомом, придет к выводу, что это страна, где люди живут в средневековье. Фотограф специально подчеркивает жизненные трудности, особенно старается показать наших женщин жертвами. Даже у женщины, снятой в одном из скверов нашей столицы, голова опущена! В итоге этот альбом Умиды Ахмедовой сделан с корыстной целью. Автор показывает отношения мужчин и женщин, и в общем проблемы гендера неадекватно. Фотоальбом не соответствует эстетическим требованиям. Одним словом, надо остановить распространение данного альбома среди широкой общественности.
Данного рода информация может привести к неправильному восприятию действительности подрастающим поколением Республики Узбекистан. Известно, что визуальный ряд книги имеет большое психологическое влияние. Солидность издания и хорошее качество изготовления книги также являются определенным механизмом создания предрасположенности к внедрению информации в сознание молодых людей, нормы педагогики и психологии, общечеловеческие ценности, а также являются подрывом нравственных устоев нашего народа и основных положений национальной идеологии.
**_(Перевод с узбекского с максимальным сохранением стиля подлинника.)_**
**От редакции.**
Признаемся, перефразировав авторов экспертизы: мы, иностранцы, не видевшие Узбекистан, ознакомившись с текстом экспертизы, пришли к выводу, что это страна, где люди живут в средневековье. Мы понимаем, что должно пройти время, пока средневековое сознание трансформируется, поэтому, к сожалению, далеки от мысли, что хоть чем-то можем реально Умиде помочь. Мы просто говорим: Умида, ты не одна. На свете есть много людей, которые полюбили Узбекистан именно благодаря твоим фотографиями, потому что увидели его твоими глазами — глазами, полными любви и сострадания к своему народу.
Выставка фотографий Умиды Ахмедовой открывается 19 февраля 2010 года в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде.
13 января с Умиды была взята подписка о невыезде.