Сюжеты · Общество

Дрожжи гнева

Собравшиеся в полдень на совещание руководители пивзавода в Жюпиле под Льежем вскоре обнаружили, что их взяли в заложники

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
Работники, ведомые профсоюзными боссами, заперли начальников на ключ и пригрозили не отпускать, пока компания «Анхойзер-Буш Инбев» (AB-Inbev) не откажется от сокращения штатов в Бельгии. Правда, пожалели и отпустили в 2 часа ночи. Но...
Работники, ведомые профсоюзными боссами, заперли начальников на ключ и пригрозили не отпускать, пока компания «Анхойзер-Буш Инбев» (AB-Inbev) не откажется от сокращения штатов в Бельгии. Правда, пожалели и отпустили в 2 часа ночи. Но въезды и выезды блокировали. Ни сырья туда, ни полных бочек обратно.
В Жюпиле варят самое расхожее в Бельгии одноименное пиво, но мировому лидеру пивоварения —  транснациональной корпорации «Инбев» принадлежат также известные бельгийские бренды «Стелла Артуа», «Хугарден», «Леффе», «Крик», а также много других, небельгийских, на пяти континентах.
Примеру коллег последовали пивовары головного предприятия в Лёвене, откуда концерн, что называется, «есть пошел» и откуда течет знаменитая «Стелла Артуа». Забастовка продолжается неделю, и пивные полки брюссельских супермаркетов поредели.
В середине прошлой недели волна докатилась до захолустного Хугардена, который можно, выражаясь нашим языком, назвать «моногородом». Кроме пивоварни, давшей миру неповторимое «белое», и музея при ней, там нет больше производств и достопримечательностей.
На пресс-конференции, которую руководство «Инбева» организовало из-за повышенного общественного интереса (еще бы, в пивной-то Бельгии!), представитель по связям с общественностью Карен Кук подтвердила, что планы действительно есть. А именно: «Инбев» сокращает десять процентов персонала в Западной Европе — 800 из 8000.
«Из-за тенденции сокращения пивного рынка в этой части мира мы предполагаем сократить в среднем на 10 процентов штаты наших предприятий, прежде всего в Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах и Люксембурге», — сообщила Карен Кук тоном бухгалтера.
В Бельгии увольняют 263 человека из 2700. Совсем закрывается завод Дикирх в Люксембурге (там тоже забастовка), но этот главный люксембургский пивной бренд не исчезнет. Производство переводится в Бельгию…
Бельгийские и другие западноевропейские пивовары пали очередной жертвой глобализации. Для компании, которая работает во всем мире, все равно, что Бельгия, что Люксембург, что Китай, что Россия. В ее системе координат давно нет ни государственных границ, ни национальных традиций. Есть только экономика. Если вместо «Стеллы Артуа» в Бельгии, «Бека» в Германии, «Старопрамена» в Чехии выгоднее варить «Харбин» в Китае, «Брахму» в Бразилии или «Клинское» в России, то активы будут переводиться туда. (В России «Инбеву» принадлежат еще «Толстяк», «Сибирская корона», «Пермское».)
Главной жертвой пало само пиво. Гурманы-бельгийцы воротят нос от «инбевской» продукции. Благо в этой стране с 10-миллионным населением сохранилось около 300 сортов пива, в том числе традиционных и местных. Пять монастырских «траппистов», «Дювель», «Буш» и еще десятки элей. «Белые» брюжское и намюрское дадут фору «Хугардену». А уж какие там «Стеллу» или «Хугарден» варит «Инбев» где-нибудь в Китае или России, им вовсе наплевать.
Есть вещи, которым глобализация противопоказана. Кроссовки Nike, сшитые во Вьетнаме, наверное, не хуже, чем если их делать в Европе или Японии. Но, ясное дело, дешевле. С пивом это правило не работает. Бельгийцы готовы платить дороже за то, к чему привыкли, пренебрегая пивной глобализацией вместе с растворившимся во вселенной их отечественным производителем «Инбевом». Но надолго ли… Вкусы стариков не переделать, но молодежь быстрее привыкает к новому.
Судя по архиву налогового ведомства города Лёвен, некий Себастьян Артуа в 1708 году купил таверну и пивоварню «Ден Хорн» («Рог»), где пиво варили с 1366 года, и повесил на заведение вывеску со своим именем. В 1926 году, когда предприятие было крупнейшим в Бельгии, оно запустило популярное рождественское пиво «Звезда» (Stella). Так возникла компания «Стелла Артуа». Потом она прикупила бельгийские «Жюпиле», «Хугарден», «Леффе» и «Бельвю», люксембургский «Дикирх», германские «Бек» и «Лёвенброй», чешский «Старопрамен» и стала называться «Интербрю». Открытие восточных рынков началось с «Черниговского», «Сибирской короны» и «Харбина». Купили канадский «Лабатт», американский «Будвайзер», а с приобретением бразильской «Брахмы» образовался большой транснациональный «Инбев».
Пивоварам заводов «Инбев» в Западной Европе вряд удастся повернуть вспять логику глобализации, хотя бельгийцы долго не отвыкнут от вкусного пива.
Пиву, сыру, ветчине, косметике и пейзажам в Европе, наверное, повезло больше, чем автомобилям, микрочипам, стали, штанам и молоку. Производство перемещается на восток и юг, и европейцам важно найти ему замену. Это могут быть мозги, которые стоят дороже, чем любое сырье и производство, или бесценные мелочи, которые можно объединить словами «европейское качество жизни»…