Роман Шлейнов , «Важные истории», региональный редактор OCCRP
Фото: «Новая газета»
Продолжаем изучать бизнесы людей из окружения российского премьер-министра. Совладелец группы Gunvor, через которую экспортируется примерно треть российской нефти и нефтепродуктов, Геннадий Тимченко — один из наиболее успешных знакомых...
**Продолжаем изучать бизнесы людей из окружения российского премьер-министра. Совладелец группы Gunvor, через которую экспортируется примерно треть российской нефти и нефтепродуктов, Геннадий Тимченко — один из наиболее успешных знакомых Путина. Интересы этого нефтетрейдера грандиозны (см. «Новую газету», №** [92](http://www.novayagazeta.ru/data/2009/092/00.html) **,** [113](http://www.novayagazeta.ru/data/2009/113/00.html) **за 2009 год). Они охватывают нефтегазовое строительство и производство минеральной воды, добычу газа и отели во Франции (например, Le Club de Cavaliere, который входит в сеть Relais & Chateaux), транспортировку нефти по железным дорогам и морской нефтяной терминал. Империя выглядела бы неполной без самолетов. Геннадий Тимченко присутствует и здесь. Как в прошлом году сообщала «Новая», он входит в правление финской компании бизнес-авиации Airfix Aviation. Мы выяснили, что стремительные и комфортабельные самолеты «Фалькон», «Цессна» и «Бомбардье», оператором которых выступала Airfix Aviation, обслуживали топ-менеджеров «Роснефти», «Газпрома» и «Транснефти». А плейнспоттеры * — любители фотографировать самолеты уверяют, что финская компания возила российского вице-премьера Игоря Сечина и президента «Роснефти» Сергея Богданчикова.**
**Жесткая посадка**
Весной 2001 года в аэропорту Хельсинки-Вантаа самолет «Цессна-750», прилетевший из Санкт-Петербурга, так и не смог выпустить переднее шасси. Он плюхнулся на полосу, чиркнув по ней фюзеляжем, и, оставляя за собой искры и дым, прочертил след по бетону. Только мастерство пилота спасло жизнь двум пассажирам из числа российских бизнесменов. Кем были эти люди, которые, наверное, успели мысленно попрощаться друг с другом, история умалчивает. Но самолет, по данным «РИА Новости», имел непосредственное отношение к финской компании бизнес-авиации Airfix Aviation. Она получила его летом 2000-го.
Впоследствии бизнес-джеты приземлялись благополучно. Компания до сих пор прочно стоит на ногах, и члену ее правления Геннадию Тимченко не приходится краснеть. В своем недавнем интервью французскому журналу Bilan он упомянул, что владеет авиакомпанией в Финляндии, не назвав, правда, какой именно.
Сотрудники финской Airfix Aviation стараются не говорить лишнего, и выглядит это забавно. На вопрос «Новой», присутствует ли Геннадий Тимченко в правлении компании (таковы данные коммерческого регистра Финляндии), управляющий Мика Инкилайнен пустился в размышления на тему, что «если это публичная информация, то это так». А когда мы осведомились, контролирует ли Тимченко Airfix Aviation, управляющий сдержанно отметил, что у него «нет информации об этом джентльмене» и что владельцем является компания IPP (International Petroleum Products).
Добиться от Мики Инкилайнена прямого ответа или лаконичного «да-нет» оказалось крайне сложно. Казалось, мы могли бы говорить час и не продвинуться ни на йоту. Но связь с управляющим неожиданно прервалась на вопросе о Свене Ольссоне, который, согласно финскому коммерческому регистру, то есть публичной информации, возглавляет правление и в Airfix Aviation, и в IPP (см. схему). Перезвонив Инкилайнену, мы его больше не услышали. Секретарь попросил оставить ему сообщение…
Геннадий Тимченко не ответил на наше письмо.
**Нефть и облака**
Почему в авиакомпании так неохотно говорят о собственном правлении и кто такой Свен Ольссон? Этот шведский адвокат давно связан с Геннадием Тимченко. В августе 2009-го Ольссон признался «Новой», что у него есть с ним контакты, но больше ничего не сказал.
Мы выяснили, что Ольссон является администратором женевского представителства Gunvor. Он же был директором шведской фирмы Meerwind, которая учреждала московский офис «Гунвора», наконец, он же в декабре 2007 года сменил Тимченко на посту администратора люксембургского фонда Volga Resources, основным бенефициаром которого значится опять же Тимченко. Фонд владеет 23,49% второго по величине производителя газа в России «НОВАТЭК» и 79,6% «Стройтрансгаза».
Неделю назад газета «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat) сообщила, что, по словам Ольссона, Тимченко сохраняет «значительный интерес» в компании IPP и что между IPP и Gunvor есть деловые операции. Газета выяснила также, что финские налоговики требуют около 14 миллионов евро налога на добавленную стоимость от IPP и компании Merropoint, которые совершали операции по покупке и продаже самолетов.
IPP, сочетающая столь разные сферы, как нефть и авиация, — контора непростая. В 2008 году ее выручка в Финляндии составила всего 12 000 евро. А к концу 2009-го «Роснефть» подвела итоги тендера на январские поставки пяти партий нефти по 100 тыс. тонн каждая из порта Козьмино в Приморском крае. И лучшие условия покупки этой нефти предложила IPP. Именно она в торжественной обстановке получила первую партию, направленную по российскому нефтепроводу Восточная Сибирь —Тихий океан (ВСТО). Нефтепровод открыл лично Владимир Путин, назвав его «отличным подарком России к Новому году».
У маленькой финской авиакомпании, связанной с IPP и знакомым Путина, должны быть очень большие клиенты. Мы нашли этих «серьезных пассажиров».
**VIP-извозчик**
Финский регистр воздушных судов показывает, что Airfix Aviation как минимум с 2003 года выступает оператором роскошных самолетов, зарегистрированных на офшорные дочерние компании «Роснефти». С 2006-го — оператором бизнес-джета австрийской компании системы «Газпрома». С 2009-го — «Транснефти». А любители фотографировать самолеты считают, что Airfix Aviation оказывает услуги членам российского правительства.
**Игорь Сечин**
В прошлом году фотоохотники за самолетами обратили внимание на Bombardier Global Express XRS (PPS номер 9237) с рисунком, характерным для самолета Airfix Aviation. Его заметили, когда вице-премьер Игорь Сечин в апреле прилетел в Амурскую область, чтобы принять участие в церемонии начала строительства ответвления от нефтепровода ВСТО в китайском направлении (Сковородино — Мохэ).
Как выяснилось, чуть раньше, в феврале 2009-го, тот же самолет зафиксировали на Сахалине, где Сечин, встретив президента Дмитрия Медведева и других официальных лиц, участвовал в открытии первого в России завода по производству сжиженного газа.
В пресс-службе Правительства РФ не ответили на письмо «Новой», пользуется ли Игорь Сечин самолетом Airfix Aviation и прибегает ли правительство к услугам этой компании.
**«Роснефть»**
Кипрская фирма Shelf Support Shiphold и Skyline Asset Management с Виргинских островов теряются в обширном списке «дочек» «Роснефти». Если верить ее годовому отчету, первая владеет недвижимостью, вторая — оказывает фрахтовые услуги.
Однако, согласно финскому регистру воздушных судов, за этими фирмами числятся два самолета «Фалькон»: Falcon 7X (FFD номер 20) и Falcon 900 EX (PPR номер 118), а также два самолета «Бомбардье»: Bombardier-700-1А10 Global Express (PPS номер 9237) — тот самый, которым, по мнению фотографов, пользовался председатель совета директоров «Роснефти» Сечин, и такой же Bombardier (PPT номер 9291). Причем из регистра видно, что Falcon 7X и второй из Bombardier — совсем новые, произведены в 2008 году и появились у «дочек» «Роснефти» в 2009-м.
Falcon 7X приблизительной стоимостью 50 миллионов долларов вмещает до 14 человек. Falcon 900 EX меньше своего собрата, но столь же удобен. Bombardier-700 Global Express стоит от 32 миллионов долларов. В 14-метровом салоне шикарным образом размещаются до 18 человек. Оператором всех четырех самолетов выступала Airfix Aviation.
В «Роснефти» не прокомментировали, действительно ли компания потратилась на покупку, а может быть — лизинг, этих бизнес-джетов и какую сумму она за них выложила. Не ответили также на вопрос, пользовался ли президент «Роснефти» Сергей Богданчиков самолетами, оператором которых выступала финская компания.
Но любители фотографировать самолеты из числа бывших сотрудников «Аэрофлота» полагают, что Богданчиков летал бизнес-джетом Airfix Aviation. На одном из сайтов представлено фото Cessna 750 Citation X (OH-PPI 750-0115) характерной раскраски Airfix Aviation с подписью, что это самолет президента «Роснефти» Богданчикова. Этот же самолет в связи с Богданчиковым упоминался в журнале Forbes (по данным компании Cessna, на 2009 год стоимость Citation X в основной комплектации 21,7 миллиона долларов).
В «Роснефти» не ответили на вопрос «Новой», справедливы ли сведения фотолюбителей. А управляющий Airfix Aviation Мика Инкилайнен сказал, что у компании есть Ciation X, но клиента с именем Богданчиков он не припоминает и не хочет давать детальные комментарии.
**«Газпром»**
У «Газпрома» есть стопроцентная «дочка» «Газпром Германия», которая реализует российский и азиатский газ. Та, в свою очередь, имеет австрийскую дочернюю фирму ZGG-Zarubezhgazneftechim Trading GmbH (телефон этой австрийской структуры совпадает с телефоном аффилированной с «Газпромом» компании Centrex). Финский регистр воздушных судов сообщает, что за фирмой ZGG как минимум с 2006 года числится Falcon 2000 EX (FOX номер 67). И его оператором выступает Airfix Aviation.
Представитель ZGG Бернхард Пилс любезно сообщил «Новой», что компания является клиентом Airfix Aviation, ее выбрали «из-за хорошего географического положения» для самолета ZGG, но Геннадий Тимченко им не знаком. На вопрос о том, пользуются ли самолетом топ-менеджеры «Газпрома», Пилс ответил, что не уполномочен раскрывать список пассажиров, сославшись на политику безопасности в индустрии. В самом «Газпроме» ситуацию не прокомментировали.
**«Транснефть»**
В 2009 году в финском регистре воздушных судов за «Транснефтью» числился один самолет Bombardier Global Express (TNR номер 9159). Оператором выступала все та же Airfix Aviation. В 2008-м «Транснефть» в регистре не упоминалась. Купила она самолет или взяла его в лизинг, выяснить не удалось. В пресс-службе «Транснефти» не захотели выслушать вопрос и высказались в том плане, что отвечать не желают. На письменный запрос реакции не последовало.
«Транснефть», которая в 2008-м намеревалась просить помощи у государства, не обидела своих топ-менеджеров и обеспечила почти каждому из них мягкое место. Global Express довольно вместителен и считается самолетом повышенной комфортности. Теперь известно, что госкомпания примечательна не только щедрыми благотворительными взносами («дочка» «Транснефти» в 2007 году пожертвовала в фонды «Содействие» и «Кремль-9» бывших сотрудников ФСО больше 1,5 миллиарда рублей), но и любовью к бизнес-джетам, которые так ценят миллионеры.
**Пивоваренная компания «Балтика»**
Питерская «Балтика», согласно финскому регистру, была клиентом Airfix Aviation до 2006 года. Для сравнения: «Балтика» — коммерческое предприятие. Но она использовала самолет Learjet 45 производства Bombardier (цена около 7,8 млн долларов). Он на порядок дешевле тех, что выбрали госкомпании.
Акционер «Газпрома», «Роснефти» и «Транснефти» Алексей Навальный считает возмутительным подобное поведение подконтрольных государству компаний.
— Доходность по акциям «Газпрома» и «Роснефти» в последние годы невелика. На собраниях акционеры не раз задавали вопросы, почему выплачиваются такие низкие дивиденды. Представители компаний отвечают, что средства уходят на развитие и инвестиционную деятельность, — говорит Навальный. — Но думаю, они инвестируют в собственную красивую жизнь. На каждой встрече от них требуют детально раскрыть расходы и инвестиционные планы, но они их не раскрывают. Теперь понятно, куда, в частности, уходят деньги.
— Когда Gunvor побеждал в конкурсах «Роснефти» и становился ее трейдером, нам говорили, что он предложил лучшие условия, — рассуждает бывший консультант российского правительства. — Может быть, и в частном извозе Геннадий Тимченко предлагает самое лучшее, особенно руководителям российского правительства и подконтрольных государству компаний?
**_Благодарим секретаря Финско-российского гражданского форума Керкко Паананена за помощь в подготовке материала._**
**_Материал подготовлен при поддержке SCOOP — проекта Датской ассоциации журналистов-расследователей._**
_* Плейнспоттинг (plane spotting) — страсть к фотографированию самолетов перекочевала к нам из Европы. В мире миллионы плейнспоттеров, которые охотятся за воздушными судами. Они образуют клубы и создают специализированные сайты. В особом почете — фото редких самолетов. Именно благодаря плейнспоттерам журналистам удалось отследить пути так называемых летающих тюрем ЦРУ, на которых заподозренных в террористической деятельности перевозили в такие страны, где местные спецслужбы не особо стесняются в методах выбивания показаний._
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»