Юрий Батурин , член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ
Казалось бы, тома написаны об этом великом человеке, и все о нем уже известно. Но в том-то и дело, что, когда жизнь человека без остатка посвящена работе, следы его деятельности, как очередным снегопадом, скрываются новыми и новыми...
**Казалось бы, тома написаны об этом великом человеке, и все о нем уже известно.**
Но в том-то и дело, что, когда жизнь человека без остатка посвящена работе, следы его деятельности, как очередным снегопадом, скрываются новыми и новыми событиями. Однако иногда при раскопках в этих «культурных слоях» случайно открывается нечто совершенно удивительное…
1954 год. На совещании у академика М.В. Келдыша 16 марта С.П. Королев докладывает идею создания искусственного спутника Земли. Тот в свою очередь получил одобрение этого предложения у президента Академии наук СССР А.Н. Несмеянова. 27 мая С.П. Королев обращается к министру оборонной промышленности Д.Ф. Устинову с докладной запиской «Об искусственном спутнике Земли», подготовленной М.К. Тихонравовым. 10 августа Совет Министров СССР утвердил предложения по проработке научно-теоретических вопросов астронавтики и овладения космическим пространством. 13 декабря президиум Академии наук СССР своим распоряжением создает при Астронавтическом совете академии межведомственную комиссию «по координации и контролю научно-теоретических работ в области организации и осуществления межпланетных сообщений с отдельной группой при ней для предварительных разработок тематики исследовательских проблем и анализа возможностей практического осуществления межпланетных сообщений». 1954 год! Каково?!
Дали на это дело аж 20 штатных единиц и помещение «площадью 40—60 квадратных метров». Пункт о выделении для комиссии межпланетных сообщений легковой машины марки «Победа», правда, из проекта распоряжения перед самым подписанием убрали.
А в комиссии имена одно громче другого: академики П.Л. Капица, М.В. Келдыш, Н.Н. Боголюбов, А.А. Благонравов, В.А. Амбарцумян, М.А. Лаврентьев, член-корреспондент В.Л. Гинзбург и многие другие — всего 26 человек. Из них двое (под номерами 12 и 13) перед подписанием тоже вычеркнуты. Кто же? Ну, разумеется, С.П. Королев и В.П. Глушко.
Из этой тянущей на притчу истории следует урок: кто больше всех работает, того и вычеркивают.
Конечно, мы понимаем, что сделано это было в целях сохранения секретности. Как не раскрыли С.П. Королева и через три года, когда Нобелевский комитет прислал запрос: назовите имя человека, которому положена Нобелевская премия за спутник…
Такие были времена, такие были люди…
Но, как ни крути, С.П. Королева никакими распоряжениями из Истории не вычеркнуть!
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»