Женщины в живописи редко покоряют пики искусства. Но если это случается — их видать отовсюду. Энергия этого восхождения всегда феноменальна. Ослепительные шелковые знамена амазонок русского авангарда подхватили в 60—70-х годах несколько...
Женщины в живописи редко покоряют пики искусства. Но если это случается — их видать отовсюду. Энергия этого восхождения всегда феноменальна. Ослепительные шелковые знамена амазонок русского авангарда подхватили в 60—70-х годах несколько российских художниц. Их мало, их, может быть, четверо… Но зато каких!
Одна из них — Нателла Тоидзе.
Уже много лет она работает в очень больших форматах — на таких холстах впору писать батальные сцены. Нателла с неиссякаемым интересом смотрит на мир вокруг себя. У нее фасеточное зрение: она видит все сразу. Цветы, травы, деревья, собаки, хлеб, небо. Грузия. Россия. Семья. Дом. Надо понять, что сегодня, в пору расцвета так называемого актуального искусства, всяких инсталляций и концептов, художнику требуются большая сила и уверенность в себе, требуется цельный самостоятельный характер, чтобы остаться в стороне от модных течений, вернуться «назад к природе».
Впрочем, Нателла ниоткуда никуда не возвращалась. Между ее юношеским натюрмортом «Рыбки» 1967 года и куском сада с растрепанными лилиями («После дождя»), написанным 40 лет спустя, — разница, конечно, огромная. Но алгоритм один. Тут придется вспомнить название одного российского праздника из новых и постараться очистить его в своем сознании от фальши и глупости. Я говорю о примирении и согласии. Мир и согласие с природой, понимание божественного начала всего сущего — в знаменателе живописи Тоидзе. В числителе же — страсть и неженская сила кисти.
Мощный крупный мазок лепит фактуру живой ткани. Художница не пишет ствол березы или рослый стебель мальвы — она проращивает на холсте свою материю. Картины Тоидзе надо смотреть с шести-семи метров, только дистанция может успокоить и выстроить в должном порядке буйный кавардак процесса созидания на холсте. Тайна Нателлы в том, что картины ее — именно процесс, они движутся, как непрерывно движется природа.
Нателла Тоидзе — небольшая, уютная женщина с обманчиво маленькими руками. Железной этой ручкой она держит вожжи композиции, натянутой до звона — ничто не проседает нигде. Все — в натуральную величину, Нателла упивается миром, она пирует, кутит, как ее предки, и мир с его флорой и фауной послушен ей.
Как мастера старой школы, она работает только с натуры. Как учили отец и дед, знаменитые грузинские художники, как советовал друг деда Сарьян — ставит мольберт в саду и пишет, то и дело отбегая посмотреть, что там заваривается, в этом котле.
Близость к природе, впрочем, сама по себе не есть заслуга. Но простые мотивы, пройдя обжиг в огненной стихии живописи, преобразуются в миф. В растениях живут друиды и щедрые божества урожая.
Нателла, безусловно, язычница. Хотя в ее православной семье были даже монахи, а с красавца-деда Репин (его учитель) писал Христа, девочка выросла в настоящего огнепоклонника. Если долго смотреть на полотна, начинаешь ощущать физическое тепло, жар, исходящий от этой земли, травы, цветов и плодов. Там, под ними, в глубине бурлит лава, зажженная солнцем. Моя любимая картина «Красное сухое» — белый барашек в гроздьях черного винограда — похожа на легенду, где души вина, застолья, песни слились в одну многоголосую душу Грузии, которую Нателла через поколения видит, помнит, осязает как родину, хотя родилась на Арбате.
Живопись Тоидзе — живопись счастливого человека. Понимаю поверхностность и даже пошлость этого утверждения. Пейзажи нищего, одинокого, безумного Ван Гога тоже пылают непостижимой радостью жизни… Но случай Нателлы Тоидзе не скрывает «скелета в шкафу». Она счастлива в браке с Вадимом Абдрашитовым, счастлива в дочери и внуках, счастлива в друзьях. Но, по-моему, счастье работы перекрывает неисчерпаемый праздник домашней канители. Вернее, в большой степени делает ее праздником. Она, как все мы, мечется между обедом, малышом, ремонтом — но при этом сходит с ума от того, что в дом принесли охапку сирени, и та, словно «зареванная царевна» (Вознесенский), дожидается ее кисти, и нет сейчас ничего важнее этой охапки цвета и света.
Для Нателлы Тоидзе не слишком прин-ципиален объект. Ей хватает мудрости осознавать, что дух веет, где хочет. Я полагаю, художник в полной мере сливается со стихией живописи, пропитывается ее веществом и, собственно говоря, становится по преимуществу Художником, когда достигает этой мудрости.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»