Сюжеты · Общество

На фотомоделях поставят клеймо?

Депутат французского парламента Валери Бойер — сорокасемилетняя разведенная мать троих детей, стройная, высокая, модно одевающаяся женщина, сумела вызвать бурю в прессе. Она внесла законопроект, обязывающий производителей рекламы помещать...
Депутат французского парламента Валери Бойер — сорокасемилетняя разведенная мать троих детей, стройная, высокая, модно одевающаяся женщина, сумела вызвать бурю в прессе. Она внесла законопроект, обязывающий производителей рекламы помещать на ней уведомление, когда в фотографии людей вносятся изменения с помощью компьютера.
Одни опасаются, что этот закон может погубить фотоискусство. Другие надеются, что он поможет профилактике анорексии. Третьи утверждают, что закон невыполним, поскольку доработке подвергаются практически все рекламные фотографии. Есть и такие, кто уверен: это напомнит людям о фальши рекламы.
За этими спорами стоит затрагивающий каждого вопрос: что значит быть привлекательным?
«Микеланджело идеализировал изображения тела, и, следовательно, идея идеализированной красоты присутствовала уже тогда, — считает Анн-Флоранс Шмит, редактор Madame Figaro. — Это спор ни о чем».
Однако для Валери Бойер это не абстрактный спор. Ее дочерям (16 и 17 лет) и их ровесницам реклама навязывает в качестве идеала красоты худое тело с идеальной кожей. Эти мысли не дают Валери покоя: «Тот, кто хочет добиться успеха в жизни, нравиться себе, быть принятым обществом, обязан быть худым и даже тощим. Но и этого уже недостаточно — пропорции тел искажаются при помощи компьютерных программ, и, таким образом, мы вступаем в мир стандартизации и промывания мозгов, а всех, кому это не нравится, общество отвергает».
Национальному собранию, членом правоцентристской фракции которого является Валери Бойер, депутат от Марселя, предстоит голосовать по ее законопроекту. Но предложение уже привлекло к себе внимание как часть более широкой и сумбурной дискуссии о красоте и анорексии.
Американский журнал Self, пропагандирующий идею «быть самим собой», недавно опубликовал фотографию певца Келли Кларксона, подвергшуюся компьютерному «похудению». Подпись под фотографией гласила: «Полная уверенность в своем теле». Редактор Self Люси Данцигер настаивала, что эта фотография «самая натуральная из всех, которые мы печатали», но убедить ей удалось не всех.
Немецкий журнал для женщин Brigitte принял решение печатать с 2010 года только фотографии «обычных» женщин. Редактор Андреас Леберт говорит, что ему надоели обработанные фотографии моделей.
Француженка Инес де ла Фрессанж, дизайнер одежды и бывшая фотомодель, называет законопроект Бойер «демагогией и глупостью». По ее мнению, причины, вызывающие анорексию, гораздо сложнее.
Доминик Иссерман, французский фотограф моды, уверена, что Валери Бойер не понимает сути не только поднятой ею проблемы, но и вообще искусства фотографии. Она называет иллюзией представление о фотографии как о «правдивом» изображении: чтобы камера исказила реальность, не нужен компьютер — достаточно сменить объектив.
В пример Иссерман приводит фотографию Киры Найтли, которую она сделала для Chanel. Многие думают, что грудь натурщицы увеличена с помощью компьютера, однако, по словам Иссерман, на самом деле «доработаны» были бедра: «В реальности они слишком худые».
«Мир идет по пути между Ботеро и Джакометти, — говорит Иссерман. — Людям нравятся райские лица в райском освещении. Наши фотографии изображают рай».
У Валери Бойер во Франции имеется и немало сторонников.
Филипп Жамме, профессор психиатрии университета Париж-XI, называет фотографию «фактором, влиянию которого особенно подвержены юные девушки». По его мнению, следовало бы ввести штрафные санкции за «искажение» изображений: «Такие фотографии лгут и создают иллюзии. Мы обязаны думать о последствиях».Материал подготовлен при участии Майи де ла Бом