В России не объявлялся национальный траур в связи с гибелью людей в сошедшем с рельс «Невском экспрессе». Как выяснилось, в России до сих пор не существует никакого правового механизма, определяющего уместность и процесс назначения дня...
В России не объявлялся национальный траур в связи с гибелью людей в сошедшем с рельс «Невском экспрессе». Как выяснилось, в России до сих пор не существует никакого правового механизма, определяющего уместность и процесс назначения дня национального траура. Право на его объявление имеет только президент России, это — его исключительно субъективное решение, зависящее от количества жертв, общественной реакции на событие и вообще от ситуации в стране.
Уже в понедельник СМИ распространили заявление одного из чиновников администрации президента о том, что траура не будет. Он сослался на то, что существует «негласное правило», по которому траур объявляется, когда погибло более 100 человек. На самом деле это не совсем так. Если провести ретроспективный анализ, то в похожих случаях национальный траур объявлялся, когда число жертв начиналось примерно с 60 человек. Например, в случае с пожаром в здании Самарского УВД, унесшем жизни 57 милиционеров, решение об объявлении траура было все же принято, правда, лишь через неделю. Когда же гибнет полусотня человек, президент России ограничивается телеграммами соболезнования родственникам погибших, а глава региона или города может объявить этот день местным днем траура.
В национальном масштабе на цифры не смотрели, когда погибшими были дети. Так, при столкновении школьного автобуса и тепловоза в Ростовской области в сентябре 1996 года погибло 17 детей, и траур был объявлен по всей стране.
Один раз, в апреле 2007 года, национальный траур объявляли из-за смерти одного человека — первого президента России Бориса Ельцина. В СССР же траур объявлялся лишь после смерти вождей — от Владимира Ленина до Константина Черненко. Исключение из этого правила — лишь гибель первого космонавта Юрия Гагарина.
Будучи президентом, Медведев уже один раз объявлял траур — 13 августа 2008 года — «в связи с гуманитарной катастрофой в Южной Осетии». Этот случай пока что является последним общероссийским траурным событием. В связи с недавней аварией на Саяно-Шушенской ГЭС память погибших почтили только в Республике Хакасии.
Непонятно, достаточно ли Медведеву на сей раз внешних посылов (количество погибших, общественный резонанс), чтобы объявить траур в стране.
Депутаты Госдумы все же собираются поднять вопрос о трауре. Об этом «Новой» заявил депутат ГД от КПРФ Вадим Соловьев. Это должно произойти сегодня, 2 декабря, на первом после аварии пленарном заседании нижней палаты парламента. При этом, по словам Соловьева, коммунисты «понимают, что это будет уже поздновато».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»