Сюжеты · Общество

Первый фанат Америки

Автор эпохальной книги «Демократия в Америке» Алексис де Токвиль был типичным французом. Едва сойдя на берег в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 9 мая 1831 года, он немедленно принялся делать обобщения: у американцев на уме одни только деньги,...
Автор эпохальной книги «Демократия в Америке» Алексис де Токвиль был типичным французом. Едва сойдя на берег в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 9 мая 1831 года, он немедленно принялся делать обобщения: у американцев на уме одни только деньги, американские жены хорошие хозяйки, но с ними скучно, американцы не пьют вино, но постоянно объедаются.
Однако Токвиль был необычным французом и необычным аристократом: он моментально проникся теплыми чувствами к стране, которая в то время казалась большинству европейцев довольно дикой, и Америка ответила ему взаимностью. В письмах Токвиля из Америки виден его восторг.
«Я пишу тебе из другого мира», — пишет он брату Эдуарду, а своему отцу объясняет: «Здесь живет один из самых счастливых народов мира».
Английский перевод большинства отправленных Токвилем писем, написанных в Америке период между весной 1831 и февралем 1832 года, до сих пор не был опубликован. В следующем году издательство Йельского университета собирается выпустить в свет том писем Токвиля в переводе Фредерика Брауна, биографа Флобера и Золя. В письмах Токвиль раскрывается перед нами с новой стороны, не таким, каким мы его знаем (или думали, что знаем) по книге «Демократия в Америке».
Прежде всего здесь он еще молод. «Демократия в Америке» увидела свет, когда Токвилю было 30 лет, а само путешествие он совершил в 25. Он рассказывает, как танцевал на палубе доставившего его к берегам Америки корабля «Ле Гавр» и как забирался на бушприт, чтобы полюбоваться рассекаемыми кораблем волнами.
Официальной целью поездки Токвиля и его попутчика Гюстава де Бомона было изучение американской пенитенциарной системы по поручению французского правительства. Из писем, однако, создается впечатление, что уже с самого начала поездки Токвиль задумал написать книгу об американцах вообще.
Письма можно считать до некоторой степени набросками будущей «Демократии в Америке». Судя по ним, Токвилю нравилось буквально все, что он видел, кроме рабства и насильственного переселения индейцев. Самое волнующее место переписки посвящено описанию погрузки индейцев племени чокто на речной корабль в Мемфисе.
«Меня окутало гнетущее ощущение упадка и разрушения, — пишет Токвиль. — Было понятно, что они отправляются в изгнание, из которого не вернутся».
По приезде в Америку Токвиль быль поражен настойчивым стремлением молодой страны к расширению и во всем, что он наблюдал, видел приметы присущего американцам чувства личного пространства и свободы.
«Но более всего, — продолжает Браун, — удивляет его открытость. Ему был совершенно чужд снобизм. К примеру, американцы постоянно плевались — Токвиля это совершенно не задевало».