Сюжеты · Общество

А на сладкое — милиция

В борьбе за российский рынок конфет иностранцы научились устранять конкурентов проверенным «русским способом»

На прошлой неделе в магазинах Кирова, по заявлению юриста Залесова (доверенность от ЗАО «Ферреро Руссия»), милиция конфисковала продукцию кондитерской фабрики «Ландрин» (Санкт-Петербург). Это очередной пик борьбы итальянского концерна...
На прошлой неделе в магазинах Кирова, по заявлению юриста Залесова (доверенность от ЗАО «Ферреро Руссия»), милиция конфисковала продукцию кондитерской фабрики «Ландрин» (Санкт-Петербург). Это очередной пик борьбы итальянского концерна «Ферреро» с конфетами отечественной компании. «Новая газета» писала о ней в № 38 и № 43: «Ферреро», выпускающий продукт известной марки «Рафаэлло», настаивает на своем уникальном праве единолично производить в России конфеты белого цвета и круглой формы.
Но конкурентам был важен не товарный знак, а ликвидация самих конфет из Северной столицы: прошедшим летом во Владимирской области начался монтаж оборудования на кондитерской фабрике «Ферреро». Владелец «Ландрин», бывший военный моряк Игорь Маркитантов, набрался смелости придать шарообразную форму своим белым конфетам, невзирая на мощь и авторитет итальянцев. Для этого он предварительно исполнил решение Арбитражного суда Москвы и снял, как того требовал «Ферреро», изображение круглой белой конфеты со всех упаковок своей продукции.
Готовясь к запуску своего производства, иностранцы начали по-русски зачищать конкурентов. С августа в милицию и торговые сети по всей России стали поступать предупреждения итальянских кондитеров о том, что «Ландрин» поставляет им контрафактную продукцию, запрещенную к производству законом. Суть претензий «Ферреро» сводится к утверждению, что все круглые и белые, обсыпанные кокосовой крошкой конфеты, произведенные на фабриках конкурентов, нарушают авторское право итальянцев, защищенное зарегистрированным в России по закону товарным знаком — фото белой круглой конфеты. Хотя такая форма и цвет появились примерно за 2000 лет до того, как господин Ферреро закрепил их за своим брендом «Рафаэлло» в некоторых странах.
Последние три года в России происходят существенные сдвиги в отношении судов всех уровней к соблюдению авторских прав. Следует отметить жесткую, неуклонную позицию по защите авторских прав иностранцев, которую занимает высшее руководство судебной системы России, с прямой подачи президента Медведева. Происходит неуклонное сближение с Европой, которой мы всячески демонстрируем свою правовую цивилизованность: это важнейшее условие вступления в ВТО. Одновременно крупные иностранные концерны стараниями своих российских представительств уже несколько лет как научились использовать рычаги коррупции и путаные законы не хуже наших олигархов.
На пике потребительского бума перед кризисом машина Porsche стоила в России на 40 000 евро дороже, чем в Германии. И русские покупатели потянулись к немцам. В стремлении заставить их платить высокую цену в Москве здешнее отделение Porsche додумалось подавать в таможню заявления, что Porsche из Германии — контрафакт.
Разумеется, потом все суды устанавливали, что это неправда. Но заплатившие большие деньги клиенты месяцами ходили по инстанциям, прокляв день, когда полетели в Берлин. Позже Высший арбитражный суд специальным решением обязал ушлых коммерсантов доказывать контрафакт в суде без использования таможни и административных рычагов.
А вот наша история. В провинциальном Кирове столичный уполномоченный «Ферреро» Залесов подал милиции заявление о контрафактной продукции компании «Ландрин» в местных сетях. Милиция отправилась по магазинам и складам.
Белых и круглых конфет не было найдено нигде. Их просто не продавали в Кирове. И тогда милиция начала конфискацию всей без разбора продукции «Ландрин», вплоть до вафель, карамели и шоколадных яиц. Изъятие произвели в сети магазинов «Бузаирова», ИП Степещенкова, ИП Бакулева Н.В., Гарант-КС.
Коммерческий директор торгового дома «Красногорский»Руслан Гузаиров описал это так:
— МВД изъяло весь ассортимент конфет «Ландрин» на основании акта изъятия. При осмотре иных оснований не предъявлено. Сказали, что мы нарушаем права законного правообладателя торговой марки «Рафаэлло».
— Вас кто-нибудь предупреждал об изъятии?
— Милиция обычно приходит без предупреждения. А вот компания «Ферреро» направляла нам письма о якобы незаконности конфет «Ландрин». Мы запрашивали встречные письма от компании «Ландрин», которыми в достаточно понятной и грамотной форме было подтверждена законность производства и реализации данного наименования. Тем не менее милицейская проверка не выявила в продаже конфет «Классик». Изъяли весь ассортимент: у «Ландрина» есть 5 — 6 наименований.
— Ранее проблемы с «Ландрином» были?
— Нет.
Дошло до рукоприкладства: молодой хозяин магазина пытался защитить оплаченные конфеты и был арестован. Все было рассчитано на то, чтобы напугать владельцев магазинов, заставить их разорвать контракты с Маркитантовым. Ничего не напоминает?
Плюнув на богатый редакционный опыт, я готов даже поверить, что милиционеры все это сделали бесплатно. Но стряпчий «Ферреро» в Кирове использовал прием, встречающийся в большинстве рейдерских схем: арест товара под предлогом разбирательства. С прицелом на паралич бизнеса конкурента в целых регионах — из Кирова он выехал в другие города, где, по совпадению, находятся самые активные торговые партнеры Маркитантова.
Мы связались с начальником Центра по борьбе с нарушениями на потребительском рынке МВД по Кировской областиАнатолием Климкиным:
— К нам приезжал представитель «Ферреро» и написал ряд заявлений. Он проехался по Кирову, Кирово-Чепецку и выявил ряд точек, где продаются такие конфеты. Дело в том, что «Ферреро» зарегистрировали права на форму конфеты: круглая, белая, розовая или светло-коричневая, посыпанная кокосовой стружкой.
— Мы уже недавно писали материал про этот суд. По нашим данным, его выиграл как раз «Ландрин»…
— Материалы мы оформили и направили в арбитражный суд. Дальше уже будет разбирательство. Если компания «Ландрин» представит какие-то другие документы, то пожалуйста… Но на данный момент у нас есть решение Высшего арбитражного суда.
— Оно было представлено господином Залесовым?
— Да-да. Помимо него в заявлении Залесова была доверенность, были представлены заверенные копии документов о регистрации товарного знака, большой пакет документов на 30—40 страниц.
— «Ландрин» и «Ферреро» — конкуренты. Есть ли вероятность того, что МВД будет вовлечено в спор хозяйствующих субъектов и выступит на стороне одного из конкурентов?
— В нашей жизни все возможно. Компанию «Ферреро» мы предупредили об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
— Какова будет судьба конфиската «Ландрина» и будете ли вы предпринимать в отношении фабрики какие-либо действия?
— Если суд признает, что эти конфеты действительно находятся в незаконном обороте, то он и будет решать, конфисковать ли эту продукцию, уничтожить ли, или передать правообладателю. Так как «Ландрин» находится в Петербурге, мы напишем коллегам туда письмо с копией судебного постановления.
Обратим внимание на убеждение Анатолия Климкина, что «Ферреро» имеет права на форму конфеты (шар). В провинции еще могли поверить Залесову, что форму шара можно захватить в собственность. А вот питерские судебные приставы, которых год назад направили остановить производство на «Ландрине», не сразу, но разобрались в ситуации.
Тот бой «Ферреро» проиграл. И Маркитантов, вооружившись официальным заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по своему делу, возобновил производство. Итальянцы возобновили войну.
Во всех письмах с угрозами торговцам «Ферреро» указывает, что решением ВАС выпуск круглых белых конфет Маркитантову запрещен. Мы вывесили решение ВАС на сайте газеты для всех любопытных. Там нет ни слова о запрете производства конфет — только запрет использования изображения на упаковке (товарного знака).
Как пояснили нам сведущие юристы и патентные поверенные, интеллектуальная собственность в коммерческом обороте при регистрации прав на нее в России делится на три блока: патенты (изобретения), полезные модели (воплощенная в изделие идея), товарные знаки (индивидуализация товара, изделия в массе других). Конфета и товарный знак относятся к разным блокам и даже регистрируются по-разному. Российские юристы «Ферреро» пытаются сделать вид, что это одно и то же. Они не упоминают, что в прошедшем мае состоялось решение Московского арбитражного суда, посчитавшего товарный знак «Рафаэлло» в России неохраноспособным.
Мастер спорта, рекордсмен России в эстафетном плавании, член сборной СССР Игорь Маркитантов сейчас в Австралии. Под нашим флагом он претендует на призовое место в профессиональном чемпионате мира по плаванию в категории 40—45 лет. Утверждает, что в России в его возрасте никто быстрее не плавает. Умеет ли плавать господин Ферреро, я не знаю. Но для меня патриотизм начинается не с запрета боржоми и машин с правым рулем, а с таких историй. Буду за него болеть.
Прямая речь
Игорь Маркитантов:
— Как мне стало известно, накануне раздался звонок из Москвы с указанием оказать содействие господину Залесову, который прибыл позже. Он написал заявление о наличии в торговых точках города контрафактной продукции, произведенной компанией «Ландрин». На продукции, которую выпускает «Ландрин», нет изображений белых шариков. Тем не менее сотрудники отдела изъяли всю продукцию из магазинов. Владельцы магазинов потеряли свою собственность и пострадали в административном порядке.
Мы намерены поддержать обращение в прокуратуру о проведении проверки по факту нарушения закона и привлечении к ответственности исполнителей и организаторов этой провокации.
Нам известно, что сотрудники «Ферреро» угрожают торговым организациям преследованиями, основываясь на документах с собственной, неофициальной трактовкой.
Для противодействия подобным случаям направили всем нашим партнерам соответствующие документы, основанные на официальных заключениях государственных органов.