Компании Apple, известной не только своими популярными устройствами, но и выдающейся способностью хранить внутренние секреты от широкой публики, на этот раз, видимо, придется отчитаться перед общественностью за давно находящиеся на слуху...
Компании Apple, известной не только своими популярными устройствами, но и выдающейся способностью хранить внутренние секреты от широкой публики, на этот раз, видимо, придется отчитаться перед общественностью за давно находящиеся на слуху случаи взрыва аккумуляторов iPod и iPhone. Инцидентами, число которых давно исчисляется десятками, заинтересовались на правительственном уровне в Европе: министерство по вопросам конкуренции, потребления и борьбы с мошенничеством Франции приступило к расследованию случаев взрывов и поломок телефонов Apple.
Самое интересное, что сама по себе Apple в этом деле, очевидно, виновата лишь в том, что пытается замять скандал и прикрыть непосредственного виновника — анонимного поставщика литий-ион-полимерных аккумуляторов для iPod и iPhone. В 2006 году Apple уже оказывалась в числе пострадавших в аналогичной истории: тогда по всему по миру была отозвана огромная партия литий-ионных аккумуляторов производства Sony — всего примерно 10 млн штук почти на полмиллиарда долларов. Правда, речь шла о ноутбуках, а не о наладонниках, и репутация Apple пострадала не слишком, ибо инициатива исходила от самой Sony.
Партии наиболее емких и удобных для потребителей, давно уже ставших стандартом в мобильных устройствах, литий-ионных аккумуляторов отзываются периодически: так, в 2007 году Nokia приняла решение заменить 46 млн батарей для сотовых телефонов производства Matsushita (Panasonic). Забавно, что лишь за несколько месяцев до скандала Matsushita Electric объявила об успехах в разработке новых литий-ионных аккумуляторов с фирменной технологией улучшения безопасности и надежности.
Разумеется, несколько десятков случаев возгорания, к тому же не повлекших за собой серьезных последствий, на 26 млн проданных смартфонов iPhone и 200 млн плееров iPod могут показаться сущей чепухой. Дело, однако, решительно меняет окраску, когда мы переходим к электромобилям.
Дело в том, что популярные гибриды Toyota Prius, о которых шла речь в публикации «Атом угрожает величию России» («Новая» №85 от 7 августа 2009), ездят на никелевых аккумуляторах — точно таких же, как продающиеся в магазинах пальчиковые. Они гораздо менее экологичны в производстве и утилизации, чем литий-ионные, имеют и больший саморазряд (а значит, менее экономичны при простое), и главное — практически вдвое меньшую энергоемкость на единицу массы, а значит, батарее больше приходится возить саму себя.
И конкуренты Toyota в области производства электрических автомобилей — Nissan, Tesla Motors давно перешли на более выгодные литий-ионные. Nissan еще в 2007 году совместно с NEC даже построил собственное предприятие по их производству — AESC (Automotive Energy Supply Corporation). Toyota же собиралась переходить на литий еще в 2006 году, но после скандала с Sony решила воздержаться и перенесла сроки на 2010-й. Разница в том, что конкуренты Toyota могут позволить себе экспериментировать, сколько влезет, — их суммарные продажи не достигают и десятой части продаж «Приусов» и гибридных «Лексусов». И в Toyota, думаю, прекрасно понимают, что один только серьезный несчастный случай с автомобильными батареями — и весь еще не устоявшийся рынок может рухнуть в одночасье, несмотря на все преференции со стороны администрации Обамы.
К сожалению, достойной альтернативы литий-ионным батареям на сегодня не существует. Потому хочется верить, что производители таки доведут их до ума — или останется лишь ждать новых изобретений и надеяться, что именно ваш ноутбук никогда не взорвется.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»