Сюжеты · Общество

Экскаватор — означает бывший?

Современные эффективные менеджеры обнулили расходы на ремонт и запчасти карьерных гигантов, а из тех, что еще на ходу, скоро выжмут последнее

Аварию на Саяно-Шушенской ГЭС справедливо называют новым Чернобылем. Катастрофа на электростанции стала первым проявлением системного сбоя. Россия полным ходом идет к череде техногенных катастроф: владельцы заводов и фабрик сокращают траты...
Аварию на Саяно-Шушенской ГЭС справедливо называют новым Чернобылем. Катастрофа на электростанции стала первым проявлением системного сбоя. Россия полным ходом идет к череде техногенных катастроф: владельцы заводов и фабрик сокращают траты на техобслуживание изношенного оборудования. Механику такой «экономии» можно проследить на примере компании «Карельский окатыш», входящей в горнодобывающий дивизион «Северстали». Здесь, как и на многих других системообразующих предприятиях, урезание затрат на ремонт сложнейшей горной техники происходит под предлогом антикризисной экономии.
Отечественная промышленность, родившись в эпоху индустриализации, вступила в предпенсионный возраст. По самым осторожным оценкам, сегодня две трети российских промышленных объектов требуют либо реконструкции, либо капитального ремонта. В структуре крупного предприятия ремонтное подразделение — не главный актив. А потому держат его в загоне, финансируя по пресловутому остаточному принципу. Лекарство от такого недуга найдено давно: ремонтникам нужна экономическая свобода. Действуя в качестве самостоятельного предприятия, они волей-неволей вынуждены следить за качеством работ и снижать издержки. К сожалению, такая модернизация отрасли сегодня столкнулась с серьезным противодействием менеджеров промышленных предприятий.
Группа компаний «Реммех-техно», в которую входит предприятие «Реммех-карьерное оборудование», начинала свой путь в бизнесе на одном из ГОКов Оленегорска. Когда у руководства появилось желание выделить непрофильный бизнес, ремонтники ответили согласием. Полем деятельности стал довольно сложный участок — техобслуживание горной техники, громадных карьерных экскаваторов. К работе приступили в 2004 году. Система здесь простая: пока пациент здоров, доктору платят. Подход оказался действенным: значительно выросла готовность техники к работе. Вскоре «Реммех», став группой компаний, всерьез задумался о расширении. К тому времени возможностями ремонтного предприятия заинтересовалось руководство компании «Карельский окатыш» из Костомукши, входящей в горнодобывающий дивизион холдинга «Северсталь». Договор на право обслуживания тамошней техники оленегорцы заключили в 2006 году, выиграв перед этим положенный тендер.
Прибыв в город Костомукшу, специалисты «Реммеха» потратили долгие месяцы на изучение возможностей персонала, оценку перспектив обслуживания, замену части руководителей и рабочих, обучение оставшихся подходам к организации и производству ремонтных работ карьерной техники. Систему, благодаря которой горное оборудование могло работать без обычных простоев, налаживали весь 2007 год. О выгоде особо не думали: предприятие отработало близко к нулю. А вот трат было много: деньги шли на выкуп запчастей, приобретение оборудования и спецтранспорта, организацию рабочих мест, ремонты производственных помещений. Прибыль получил «Карельский окатыш». Техника стала простаивать меньше, отпали проблемы снабжения.
Видя, что техника работает эффективно и бесперебойно, заказчик решил сэкономить на техобслуживании. Ремонтники получали деньги только за обслуживаемую технику. А потому карьерные экскаваторы и буровые установки понемногу начали выводить из обслуживания. План по добыче оставался прежним, поэтому нагрузка на оставшуюся часть экскаваторного парка заметно возросла.
В разгар финансового кризиса руководство «Северстали» предложило руководителям «Карельского окатыша» подумать о снижении затрат. Весной 2009 года «Реммех» и «Карельский окатыш» договорились с 1 июня снизить стоимость услуг на 10%. На этом заказчик, напиравший в ходе переговоров на «чувство солидарности», не остановился. Горячий интерес к ремонтным работам начала проявлять одна из дочерних структур «Северстали». Правда, к горной технике эта фирма не имела никакого отношения. Поэтому ремонтные работы менеджеры холдинга решили поручить ее «дочке», заводу по ремонту горно-обогатительного оборудования (ЗРГОО).
В конце июля 2009 года администрация компании «Северсталь-ресурс» уведомила «Реммех КО» о том, что с 1 сентября, в нарушение условий договора, досрочно, в одностороннем порядке, прекращает сотрудничество. В ультиматуме проскальзывали виноватые нотки. Подписавший уведомление директор по снабжению управляющей компании заказчика отметил высокий профессионализм партнеров. Но, писал он, кризисные условия не оставляют для «Северстали» иного выхода, как прекратить сотрудничество с «Реммехом».
Обслуживание горной техники — бизнес весьма специфичный. Специалистам предприятия потребовалось несколько лет, чтобы создать систему, при которой предприятие работает стабильно. Но без работы остались бы сотни уникальных специалистов. Вспомнив историю Пикалева, рабочие «Реммеха» даже отправили письмо на имя Медведева и Путина. А руководители компании, приняв во внимание проблемы «Северстали», предложили в очередной раз снизить стоимость своих услуг, получив в ответ еще одно уведомление о прекращении сотрудничества. Работой подрядчика «Карельский окатыш» был доволен и не скрывал этого. Но заказчик делал все, чтобы передать работы своему дочернему предприятию, у которого нет ни опыта подобных работ, ни рабочих, ни материалов, ни запчастей, ни спецтранспорта. Дело дошло до смешного: в пространной статье местной газеты «Горняк» завод ЗРГОО отрапортовал о готовности принять работников «Реммеха», горделиво сообщая о «закупке новой спецодежды».
По идее дочерняя компания «Северстали» должна была ремонтировать экскаваторы самостоятельно. Тем не менее, подумав, руководство ЗРГОО само обратилось в компанию «Реммех-карьерное оборудование» за помощью. Роли в этом новом партнерстве, по идее заводчан, распределялись довольно своеобразно. «Реммех» должен был выполнять все тот же объем работ, но по сложной многоступенчатой посреднической схеме: ЗРГОО собирался заключить договор об оказании услуг с «Фирмой Стоик», а та, в свою очередь, с «Карельским окатышем». Посредники забирали себе комиссионный процент от суммы контракта. При этом его общую сумму предполагалось снизить в виде уступки на 12%.
Рассмотрев все варианты, ремонтники решили согласиться. Все-таки три с половиной сотни высококлассных сотрудников просто так не уволить: в маленькой Костомукше им трудно будет найти работу. Многие из них, поверив в экономическую стабильность как всего государства, так и своего родного предприятия, оказались в ловушке банковских кредитов. Причем должников, приходящих в бухгалтерию «Реммеха» с тревожными вопросами, встречает заместитель главбуха Наталья Ильина, такой же заемщик с громадными ежемесячными выплатами по ипотеке. Причем от прибыльности предприятия зависит вся ее семья. «Мы с мужем оба на предприятии, — устало говорит Наталья Сергеевна, заполняя очередную ведомость. — Он работает водителем в автотранспортном цехе. У нас маленький ребенок, ему год и два месяца. Я раньше вышла на работу: мы купили квартиру, нужно расплачиваться по кредиту. Выплата непомерная — двадцать тысяч рублей в месяц. Если, не дай бог, что-то с «Реммехом» случится, мы лишимся жилья и средств к существованию. Да и не только мы одни. У нас много сотрудников с ипотеками. Народ верил в будущее…»
Так же беззаветно верить в будущее менеджерам «Реммеха» мешает управленческий и житейский опыт. Понятно, что новый партнер — компания убыточная. Поэтому ремонтники предложили администрации «Окатыша» заключить дополнительное соглашение, в котором заказчик будет гарантировать в случае задержек с выплатами со стороны ЗРГОО оплату стоимости выполненных работ. Предложение не было принято, «Реммех» принуждали освободить занимаемые помещения.
Эвакуацией оборудования и материалов ремонтники занялись, не дожидаясь срока окончания ультиматума. По условиям договора предприятие могло работать еще три месяца, но, другой стороны, служба безопасности «Окатыша» могла попросту не пустить ремонтников на территорию. Тем временем сменил гнев на милость и сам заказчик, разрешив ремонтникам отработать до 1 ноября 2009 года на прежних условиях. Завод ЗРГОО при всем желании не может занять место «Реммеха». Арифметика здесь простая: для нормальной работы на каждые четыре экскаватора должен приходиться один полный набор его деталей. Всего на карьерах «Окатыша» работают два десятка таких машин ценой 80 миллионов рублей каждая. Откуда убыточный завод возьмет средства на покупку пяти полных комплектов по той же цене, не знает, наверное, даже его главный бухгалтер.
Сколько именно сэкономит «дочка» холдинга «Северсталь», сказать трудно. Далеко не все можно измерить в деньгах, если речь идет о судьбах десятков, а то и сотен людей. Зато примерный масштаб финансовых потерь можно представить уже сейчас. Как отметил недавно интернет-портал «Полемика и дискуссии», «наши «социально ответственные предприниматели» принялись кто во что горазд выводить прибыль своих компаний за рубеж по дивидендной схеме. Чемпионом тут стал совет директоров ОАО «Карельский окатыш». В ноябре 2008 г. «Окатыш» начислил своим акционерам дивиденды сразу за... несколько предыдущих лет. Вышло — 20,5 млрд руб., хотя в 2008 г. чистая прибыль «Окатыша» была вдвое меньше этой суммы…» Теперь эта скандальная практика, скорее всего, уйдет в прошлое. Сложные посреднические цепочки легко согут вывести в тень многомиллионные расчеты сразу трех промышленных предприятий. А это, в свою очередь, резко повысит эффективность тех финансовых операций горнодобывающей компании из Костомукши, о которой ее менеджмент предпочитает лишний раз не говорить.