Сюжеты · Общество

Кому не угодили?

Офис правозащитной организации «Матери Дагестана» сожжен в Махачкале

В ночь на 20 августа в офисе правозащитной организации «Матери Дагестана за права человека» в Махачкале случился пожар. В 2.13 жители соседних домов, увидев огонь, вызвали пожарный расчет, но еще до приезда МЧС потушили горящий офис своими...
В ночь на 20 августа в офисе правозащитной организации «Матери Дагестана за права человека» в Махачкале случился пожар. В 2.13 жители соседних домов, увидев огонь, вызвали пожарный расчет, но еще до приезда МЧС потушили горящий офис своими силами.
Правозащитники о произошедшем узнали лишь в 9 утра — им позвонил хозяин одноэтажного дома, арендованного «Матерями Дагестана» под офис. Помещение пострадало довольно сильно — оплавились пластиковые стены, сгорела мебель и оргтехника, документы, оставшиеся на столах, облиты расплавленным пластиком.
— К счастью, основная часть документов хранилась в несгораемом сейфе и не пострадала от пожара, — говорит заместитель председателя «Матерей Дагестана» Гульнара Рустамова. — Ничего невосстановимого мы не потеряли.
Правозащитницы немедленно обратились в Советский РОВД Махачкалы. Но дежурный отказался принимать заявление, заявив, что МЧС уже сообщило милиции причину пожара: замыкание в электропроводке. Однако…
— Наш офис абсолютно обесточен с начала августа, — говорит председатель «Матерей Дагестана» Светлана Исаева. — Мы собирались менять проводку.
Начальник республиканского управления Госпожнадзора Юсуп Супьянов утверждает, что у милиции не может быть никакой информации о причинах пожара: «Официально они нам не звонили, и мы им не звонили. Это все какие-то домыслы».
— Сейчас причина пожара устанавливается экспертами главного управления МЧС по республике. Но по данным, которые у нас есть сейчас, мы склоняемся к версии, что это был поджог, — говорит Юсуп Джанбекович. — Стекло офиса было кем-то разбито — снаружи. Пожарные, прибывшие на место пожара, говорят, что в помещении чувствовался сильный запах бензинных паров. Позднее при осмотре офиса мы нашли несколько скрученных бумаг, тоже имеющих запах бензина. Если экспертиза вынесет официальное заключение о поджоге, мы передадим дело в республиканскую прокуратуру.
Гульнара Рустамова предполагает, что за поджогом могут стоять правоохранительные органы: «Мы защищаем нарушенные ими права людей. Нам всегда поступают угрозы, но, видимо, они решили не ограничиваться словами».
Рустамова говорит, что за два дня до пожара к ним обратился хозяин сгоревшего магазина исламской литературы «Сунна»: «Там тоже разбили окно, что-то бросили внутрь, магазин сгорел. Мы сразу же обратились в прокуратуру республики».
Организация «Матери Дагестана за права человека» была учреждена в августе 2007 года. Правозащитники занимаются составлением списков похищенных в республике людей, расследованием пыток и случаев фальсификации уголовных дел. «Матери Дагестана» неоднократно обвиняли спецслужбы в похищении жителей республики.
30 октября прошлого года был найден мертвым член правозащитной организации «Матери Дагестана» Мустапа Абдурахманов, пропавший накануне. Его коллеги заявили о возможной насильственной смерти правозащитника.