Сюжеты · Политика

Сохранение, очистка, улучшение условий проживания...

Официальная позиция Москомархитектуры

Проект актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года В Генеральном плане устанавливаются те мероприятия (и зоны их проведения), которые органы власти планируют выполнить для развития города. К ним относятся: –...
Проект актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года
В Генеральном плане устанавливаются те мероприятия (и зоны их проведения), которые органы власти планируют выполнить для развития города. К ним относятся:
– размещение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищного фонда, предоставляемого установленным категориям нуждающихся, прочих объектов федеральных и городских программ;
– развитие территорий общего пользования: улично-дорожной сети, скверов, бульваров, садов, парков;
– мероприятия, связанные с обеспечением физической безопасности городской среды и сохранением объектов культурного и природного наследия: улучшением экологического состояния окружающей среды и охраной природных территорий, заменой аварийного жилого и нежилого фонда, регулированием использования исторических и природных территорий.
Процедура актуализации предусмотрена Градостроительным кодексом города Москвы. Она означает корректировку действующего Генерального плана на основании анализа хода его реализации. При этом расчетный срок Генплана продлевается на период, прошедший с начала реализации.
Действующий Генеральный план был принят в 1999 году. Ежегодно правительство Москвы рассматривало ход реализации Генплана. Работы по актуализации Генерального плана были начаты в 2005 году. К этому времени завершился срок реализации первоочередных мероприятий действующего Генерального плана и вступил в силу новый Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Подготовленные обосновывающие материалы проекта актуализированного Генерального плана были предварительно представлены на государственную экспертизу и общественное обсуждение в период с ноября 2007 года по февраль 2008-го.
Проект актуализированного Генерального плана, который вынесен на публичные слушания, доработан и с учетом полученных замечаний, и с учетом требований Градостроительного кодекса города Москвы, принятого в 2008 году.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Градостроительного кодекса города Москвы проект Генерального плана подготовлен в составе текстовых и картографических материалов, включающих:
– положения о территориальном планировании города Москвы;
– основные показатели территориального планирования города Москвы;
– карты М 1:25 000 и схемы М 1:50 000 территориального планирования города Москвы.
Генеральный план устанавливает:
– мероприятия и показатели территориального планирования с указанием очередности их реализации;
– зоны планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения;
– функциональные зоны, их назначение и параметры их планируемого развития;
– зоны развития, территории реорганизации и территории сохранения сложившейся планировки и застройки.
Кроме того, Генеральный план указывает ранее установленные границы зон с особыми условиями использования территории и содержит предложения по изменению указанных зон в предусмотренном законодательством порядке.
В части охраны окружающей среды и здоровья человека Генеральный план предусматривает проведение комплекса мероприятий, охватывающих территорию более 28 тыс га.
Результатом их реализации является:
– сокращение площади санитарно-защитных зон в городе почти на 10 тыс га, а значит, высвобождение этих территорий для развития, в т.ч. общего пользования;
– очистка 2,5 тыс га загрязненных почв и рекультивация погребенных свалок;
– 100% очистка поверхностного стока со всех застроенных территорий;
– уменьшение общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 25%.
В части развития природных и озелененных территорий предусматривается:
– завершение формирования запланированной действующим Генеральным планом системы особо охраняемых природных территорий города, для чего нужно придать охранный статус еще 5 тыс га ранее запланированных территорий;
– повышение качества озеленения и эффективности рекреационного использования существующих озелененных территорий и формирование 1,5 тыс га новых озелененных территорий общего пользования, в т.ч. в реорганизуемых производственных зонах;
– сохранение непрерывности природных ландшафтов Москвы и Московской области на границе города.
В части обеспечения сохранности объектов культурного наследия и исторической среды города основными направлениями деятельности являются обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия и развитие системы зон охраны объектов культурного наследия с установлением особых режимов и регламентов градостроительной деятельности в таких зонах.
Особое внимание в Генеральном плане уделено строительству объектов социальной инфраструктуры и развитию территорий общественных центров и общественных зон города.
Из 105 млн кв. м возможных объемов общественного строительства 68 млн кв. м запланировано для строительства объектов, обеспечивающих социальные гарантии в части образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, бытового обслуживания. Показатели строительства установлены для каждого района города.
Мероприятия Генерального плана в части развития жилых территорий и размещения объектов жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий всех установленных категорий нуждающихся и последовательное «омоложение» жилищного фонда города.
В целях улучшения жилищных условий и реализации федеральных и городских программ до 2025 года планируется предоставить на социальные нужды не менее 47 млн кв. м жилой площади.
Реализация запланированных мероприятий и возможных объемов строительства позволит увеличить жилищную обеспеченность москвичей в 1,3 раза, сократить долю амортизированного фонда в составе жилой застройки до 10% и сформировать жилые образования, включающие весь комплекс необходимых социальных объектов и озелененных территорий.
Развитие производственных территорий и размещение производственной застройки предусматривает:
– сохранение производственного использования на территории до 15 тыс га, в т.ч. формирование промышленных зон на территории до 7,5 тыс га и зон коммунального и специального назначения на прочей части производственных территорий;
– высвобождение порядка 4,5 тыс га существующих территорий производственной застройки для размещения жилищного и общественного строительства и озелененных территорий общего пользования.
Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает как мероприятия по комплексному развитию всех видов пассажирского и грузового транспорта, так и мероприятия по развитию улично-дорожной сети города.
Однако как приоритетное направление Генеральный план рассматривает в первую очередь развитие скоростного внеуличного общественного транспорта, в том числе и существующей системы метрополитена, и новых видов транспорта.
В части развития улично-дорожной сети планируется:
– завершение формирования радиально-кольцевой структуры магистралей, в т.ч. строительство четвертого транспортного кольца, двух новых хордовых направлений (Южной и Северной рокад), строительство и реконструкция дублеров основных радиальных направлений;
– взаимосвязанное развитие магистралей Москвы и автомобильных дорог Московской области;
– формирование новых транспортных магистралей над железными дорогами и в подземном пространстве.
Обеспечение надежности работы инженерной инфраструктуры города связано:
– с последовательным снижением хозяйственного водопотребления и созданием резервного артезианского источника питьевого водоснабжения;
– с увеличение производства тепловой и электрической энергии и децентрализацией источников энергоснабжения;
– с повышением эффективности систем энергопередачи и высвобождением территорий, занятых воздушными линиями электропередач;
– с развитием систем информатики и связи.
Отдельным разделом в проекте актуализированного Генерального плана приведены мероприятия, связанные с выполнением Москвой функций столицы Российской Федерации.
Каждый из перечисленных видов мероприятий описан в текстовой части, а зоны их проведения отражены на соответствующих схемах проекта. Весь комплекс запланированных в Генеральном плане мероприятий отражается на двух схемах: открывающей и завершающей картографические материалы проекта.
Первая – схема функциональных зон города. Она устанавливает не только границы и назначение (перспективное использование) частей территории города, но и параметры их планируемого развития. В их числе:
– виды формируемых территорий общего пользования и планировочных образований (жилые районы, микрорайоны, общественные и производственные зоны);
– допустимый в зонах баланс участков различного функционального назначения;
– предельные объемы застройки территорий.
Установленное в проекте Генерального плана функциональное зонирование позволяет прогнозировать увеличение доли благоустроенных незастроенных территорий в городе с 41 до 52–53%, в т.ч. озелененных территорий до 31%, увеличение доли участков общественной и жилой и сокращение производственной застройки.
Вторая схема – схема территорий реорганизации и зон развития предусмотрена Градостроительным кодексом города Москвы.
Московское законодательство предусматривает разделение всей территории города на две части: территории реорганизации, на которых проводится комплексная реконструкция сложившейся застройки, и зоны сохранения и комплексного благоустройства сложившейся застройки.
В зонах сохранения возможно только выборочное размещение нормативно необходимых объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и городских программ и при этом только на резервных участках, обоснованных проектами межевания.
В проекте Генерального плана к территориям реорганизации отнесены территории, на которых уже ведется реализация проектов планировки, иной документации или планируется ее разработка. Остальные территории города входят в зону сохранения.
Таким образом, утвержденный Законом города Москвы Генеральный план города регулирует возможность последующей разработки документации по планировке путем: а) установления зон размещения (строительства, реконструкции) различных видов объектов и проведения иных мероприятий; б) указания первоочередных территорий разработки необходимой документации; в) установлением контрольных показателей развития.P.S.Когда верстался номер, стало известно о том, что московские власти пообещали «разобраться во всех нестыковках» и провести осенью еще одни публичные слушания. Замечания по проекту Генплана можно подавать еще неделю. Их будут принимать в префектурах и Москомархитектуре.