Сюжеты · Политика

По кругу

Судья не увидел «оснований» для дорасследования дела об убийстве Анны Политковской. Предстоит новый процесс на котором новым будет только состав присяжных

В пятницу, 7 августа, решилась дальнейшая судьба дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской – дорасследовать его не будут. Процесс начнется заново: с теми же обвиняемыми, в том же суде, только с новыми присяжными. Так...
В пятницу, 7 августа, решилась дальнейшая судьба дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской – дорасследовать его не будут. Процесс начнется заново: с теми же обвиняемыми, в том же суде, только с новыми присяжными. Так постановил судья Московского окружного военного суда Николай Ткачук.
На раздумье у Ткачука было два дня - 5 августа, потерпевшие Вера и Илья Политковские, а также их представители Каринна Москаленко и Анна Ставицкая заявили ходатайство о возврате дела в прокуратуру. Мотивировали они это, прежде всего, существенными недочетами обвинительного заключения - в документе практически все действия нынешних фигурантов дела увязываются с действиями предполагаемого убийцы Политковской Рустама Махмудова, человека на скамье подсудимых отсутствующего и объявленного в международный розыск. Постоянное муссирование на первом процессе вопроса о виновности или невиновности неустановленного следствием киллера ни к чему не привело. Поэтому потерпевшие настаивают на том, что прокуратура должна либо убрать из обвинительного заключения всякое упоминание о Рустаме Махмудове, либо объединить уголовное дело в отношении него и предполагаемого заказчика (так называемый основной эпизод) с нынешним делом, только что переданным в суд. Ходатайство потерпевших поддержало и гособвинение в лице прокурора Амалии Устаевой. Не возражали и адвокаты обвиняемых.
Подсудимый Хаджикурбанов даже попросил присоединить к этим делам еще и третье – то, из-за которого он – единственный из всех оправданных присяжными - сейчас сидит в СИЗО. Его обвиняют в вымогательстве денег у бывшего офицера «наружки» ГУВД Москвы Павлюченкова – одного из свидетелей по делу Политковской…
…Все собравшиеся утром 7 августа в зале заседаний Московского окружного военного суда, почти не сомневались – судья вернет дело в прокуратуру. Но перед тем, как уйти в совещательную комнату, Ткачук неожиданно просил: «У сторон есть какие-то возражения о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей?». Стало понятно - дело возвращать он не собирается…
«Совещание» продолжалось 35 минут. Перед тем, как отказать, судья равнодушно-долго говорил о том, что «недочеты», на которые указывают потерпевшие, а заодно и обвинитель, никак не противоречат нормам УПК.
- …Обвинительное заключение составлено в соответствии с законом… - произнес судья. - Оснований для возвращения дела в прокуратуру на доследование, о чем указывают в своем ходатайстве представители потерпевших, отсутствуют…
«Отсутствовали основания», по словам судьи, и для соединения дела с основным (по киллеру), а также для включения в него эпизода по Павлюченкову, о чем просил Хаджикурбанов. Судья удовлетворил только просьбу Хаджикурбанова (его защищает только адвокат, назначенный следствием) ввести в процесс его общественного защитника, а по совместительству друга, «юриста по образованию» Алексея Михальчика…
- Таким образом, выслушав мнение сторон, и на основании вышеизложенного, суд постановил: в удовлетворении ходатайства о возвращении дела отказать, а ходатайство Хаджикурбанова о защитнике удовлетворить. Таким образом, дело подсудно суду. На этом заседание объявляется закрытым…, - отчеканил судья.
Отбор присяжных состоится в суде 7 сентября 2009 года, ровно за месяц до третьей годовщины гибели Анны Политковской. Из 60 кандидатов суду предстоит отобрать 12 основных и, как минимум, двух запасных заседателей. Процесс будет проходить в открытом режиме.
- Какой смысл одно и тоже гонять по второму кругу? – сетовали журналисты. - Никто ж ходить не будет…
Сторона потерпевших уже объявила о намерении обжаловать отказ суда.
Вера Челищева
P.S. Что касается подсудимых - бывшего сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова, братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых, а также действующего подполковника ФСБ Павла Рягузова (по эпизоду убийства не обвиняется), то меру пресечения в отношении них судья постановил не избирать – «пока для этого не имеется оснований».