Сюжеты · Политика

Патриарх улетел, но обещал вернуться

Украинским политическим силам придется вносить коррективы в планы предвыборных кампаний — по итогам визита Кирилла

Андрей Капустин , для «Новой», Украина
Апофеозом пастырского визита патриарха Кирилла на Украину стал день десятый, когда глава РПЦ заявил, что хотел бы принять украинское гражданство. Естественно, сохранив российское. При этом абсолютно не важно, что украинское...
Апофеозом пастырского визита патриарха Кирилла на Украину стал день десятый, когда глава РПЦ заявил, что хотел бы принять украинское гражданство. Естественно, сохранив российское. При этом абсолютно не важно, что украинское законодательство двойного гражданства не допускает. Но даже если для патриарха и не будет сделано исключение (о чем он дал понять), с позиций дипломатии ход получился весьма эффектным.
В первую очередь потому, что это заявление выбивает козыри у его украинских противников. Лишая их в будущем возможности раззадоривать своих симпатиков слоганами типа «Геть московского попа!»… А заодно значительно расширяет для РПЦ широту маневра на Украине.
Но это был день десятый. Которому, соответственно, предшествовали девятый и восьмой, когда в патриарший маршрут передвижения по стране неожиданно были внесены коррективы. С учетом того, что первые семь дней пребывания Кирилла на Украине прошли как-то слишком гладко, специфика украинской политики просто не могла не допустить форс-мажора. Сперва это вылилось в неудачные попытки националистов пикетировать киевскую часть визита. Затем ряд украинских СМИ растиражировал компрометирующую фотографию патриарших часов Breguet из белого золота стоимостью порядка тридцати тысяч евро. Пиком же политтехнологического креатива стала затея по отмене визита патриарха в Ровно. С точки зрения украинских властей, логика в этом несомненно имелась. В том числе и потому, что пять лет назад политики успешно столкнули лбами Запад и Восток Украины. Противостояние под видом бесконечного примирения активно поддерживается и сегодня. В том числе и по конфессиональному вектору. Что наряду с проблемой русского языка или вступлением Украины в НАТО является долгоиграющей, выигрышной спекуляцией для выборов любого уровня. При этом Восток Украины устойчиво ассоциируют с превалированием влияния УПЦ Московского патриархата, а Запад — с УПЦ Киевского патриархата, католиками, автокефальной церковью и греко-католиками. Так что триумфальный въезд патриарха Московского и всея Руси в один из оплотов украинского национализма в планы киевских властей явно не входил.
Во-первых, это ломало предвыборные сценарии национал-патриотических политических сил. А во-вторых, неожиданно показывало всей стране, что на самом деле на Западной Украине полным-полно прихожан Московского патриархата. Так что заявления патриаршего окружения о звонках первых лиц секретариата Ющенко с предложениями отменить визит Кирилла в Ровно в связи с угрозами его безопасности вполне правдоподобны.
Правда, Кирилл своих оппонентов политтехнологически переиграл. Сперва он согласился в Ровно, где его ждали порядка двадцати тысяч человек, как бы не ехать. Дав повод для мощной информационной волны. Но затем свое решение изменил и, как и было запланировано, под торжественный колокольный звон обратился к тысячам верующих в центре Ровно. А затем провел молебен в Почаевской лавре, расположенной в Тернопольской области, где весной на внеочередных выборах победила ультранационалистическая партия «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком. При этом никаких массовых беспорядков, которыми пугал патриарха президентский секретариат, отмечено не было.
Кстати, именно «Свободе» изначально отводилась главная роль в создании максимального дискомфорта для главы РПЦ во время его поездки по Украине. Но в итоге дело ограничилось сотней-другой организованных протестантов и заявлениями в Генеральную прокуратуру. В которых «Свобода» требовала как возбудить уголовное дело по ст. 161 УК Украины «против патриарха Московского и всея Руси Кирилла (гражданина России Владимира Гундяева) по подозрению в разжигании межрелигиозной вражды и ненависти в Украине и оскорблении граждан в связи с их религиозными убеждениями», так и депортировать патриарха. Поскольку, как сообщает пресс-служба «Свободы», «В своих «проповедях» гражданин РФ Гундяев оскорблял религиозные чувства десятков миллионов украинских православных, которые не являются прихожанами московской церкви…». Правда, с учетом того, что все население Украины на сегодня составляет порядка сорока пяти миллионов человек, «несколько десятков миллионов православных, не являющихся прихожанами УПЦ МП, — это явный перебор. Одних мусульман в стране насчитывается порядка двух миллионов. Не говоря уже о двенадцати тысячах приходов Украинской православной церкви Московского патриархата.
Так что ни уголовного дела, ни депортации не последовало. Зато теперь всем украинским политическим силам в преддверии президентских выборов явно придется вносить коррективы в планы предвыборных кампаний. С поправкой на итоги патриаршего визита. Ведь к тому же вопросу об украинском гражданстве Кирилла можно вернуться в любой момент. Выигрывает в этом раскладе Партия регионов во главе с Виктором Януковичем, который приложил максимум усилий для того, чтобы явить электоральной пастве свое полное единение с главой РПЦ.