Как известно, уничтожить любую политическую силу в России легко — достаточно убрать ее из телевизора. Следуя этой логике, правящая элита давно зачистила медиарельеф до степени плоскости, оставив на экране только себя и относительно...
Как известно, уничтожить любую политическую силу в России легко — достаточно убрать ее из телевизора. Следуя этой логике, правящая элита давно зачистила медиарельеф до степени плоскости, оставив на экране только себя и относительно лояльных конкурентов. Большинство оппозиционных политиков в этой связи прежде всего озабочено проблемой попадания «в ящик», что поставили «несистемных» в заведомо проигрышную позицию — им приходится играть на чужой сцене, имя которой «пиар». Проигрышную хотя бы потому, что пиар — это деньги, а деньги бывают только у тех, кто есть в телевизоре.
Самые отчаянные готовы создавать информационные поводы, рискуя здоровьем и свободой как собственной, так и своих сторонников. Однако медийный выхлоп от несанкционированных акций — типа Маршей несогласных — очень ловко гасится с помощью элементарной цензуры: ну не говорят в новостях о задержанных и побитых, не делают репортажи из залов судебных заседаний…
И все же радикально настроенное меньшинство в условиях отсутствия публичной политики продолжает искать трибуну. Быстрее всего ее нашли ультраправые — это трибуны футбольных стадионов.
Недавно во время матча чемпионата России по футболу «Локомотив» — «Динамо», в секторе «Локо» произошла драка фанатов с милицией. Причиной, по общему мнению, стал вывешенный на трибуне черно-белый баннер: «Узники совести, вы не забыты». Невинный с точки зрения привычной правозащиты текст снизу были подбит логотипами ультраправых и националистических организаций: «Русский вердикт» и «Белая память». То есть всем, кто мало-мальски в теме, стало очевидно: о каких узниках и какой совести напоминает баннер.
Сотрудники милиции тщетно пытались сорвать транспарант, что телекамеры и не заметили, если бы не драка милиционеров с опоздавшим на матч фанатом, благодаря которой все и обратили внимание на нетипичный для футбольной трибуны лозунг.Далее — противоречия «в показаниях». Одни комментаторы, близкие к фанатским кругам, уверяют, что драка была затеяна специально — ради усиления медийного эффекта. Другие — ссылаются на стечение обстоятельств. А, по словам представителей «Русского вердикта» и «Русского образа», баннер вообще не предполагали вывешивать на стадионе — его готовили для уличных акций, которые запретило правительство Москвы, как и любые другие публичные действа в День политзаключенного.
Как баннер оказался на стадионе, в секторе болельщиков, ранее не замеченных в симпатиях к ультраправым, тоже не совсем ясно. Эскиз был размещен в интернете. Благодаря чему неизвестные активисты изготовили полотно и пронесли на трибуну. Однако, во-первых, по нашим данным, аналогичные транспаранты в этот день должны были появиться и на других матчах, но этого не допустили фанатские объединения, лидеров которых обзванивали некие граждане и усиленно рекламировали именно этот баннер.
Выбор аудитории был точен. В силу самых разнообразных причин, остро нуждающихся в компетентном исследовании, среда футбольных болельщиков более других восприимчива к ультраправым взглядам. Вспомним, к примеру, вывешенное спартаковскими болельщиками в Казани полотно с надписью: «С днем рождения, дедушка» — дело было 20 апреля, в день рождения Гитлера. На трибунах появляются и свастики, а их завсегдатаи позволяют себе надевать ку-клукс-клановские колпаки и подражать крику обезьян, когда на поле выходят чернокожие футболисты. Не говоря уж о «безобидных» в подобном контексте шовинистических транспарантах — вроде «Хозяева вернулись», который появился на российской трибуне во время матча сборной в Таллине.
Любая из этих акций широко обсуждалась в СМИ, в том числе электронных (интернет и вовсе кипел), так что задача их организаторов была выполнена на сто процентов. А что до дубинок ОМОНа — для фанатов это дело привычное. На трибуне милиции, кстати, гораздо сложнее работать, чем на уличном шествии. А вычислять участников подобных акций не спешат ни правоохранительные органы, ни футбольное начальство, ни службы безопасности клубов.
Но стадион большой, и место на нем может найтись для любых лозунгов. Особенно в регионах, где люди не особо уделяют внимание национальному вопросу, поскольку других проблем полно. К примеру, транспарант «Мэра — в отставку» на центральной площади губернского города представить себе сложно, а на трибуне — пожалуйста. Тем более что, как показывает практика, не наказывают ни тех, кто вывешивает радикальные баннеры, ни тех, кто это допускает. Можно фантазировать дальше: «Не дадим закрыть завод» или «Долой ментовской беспредел». Другой вопрос: перерастет ли в итоге призыв бороться с безработицей в требование немедленной высылки всех мигрантов? Вполне. Учитывая специфику фанатской среды и то первенство, которое уже захватили на трибунах представители ультраправых.
В любом случае эффективность стадиона как медийной площадки очень велика — хотя бы потому, что она наименее затратная и единственная — неподцензурная. Ее, кстати, можно использовать и в коммерческих целях: все хотят подешевле и с пользой для дела — и на тебе, появилась возможность сделать все за копейки и так, чтобы узнала вся страна. Представьте, на матче «Спартак» — ЦСКА появляется баннер «ХХХ-Кола — Красно-белая волна». Кстати, болельщики красно-синих на недавней встрече со «Спартаком» уже вывесили баннер с логотипом PlayStation.
Это, впрочем, безобидные варианты будущего. Пока же перспективы не столь безобидны, поскольку в телевизоре появляются только баннеры в защиту осужденных по статье 282 «Возбуждение ненависти и вражды». Любая пиар-кампания, как правило, не особо уделяет внимание частностям — потому виновность или невиновность конкретных лиц (например, в День политзаключенного) останется за скобками, а внимание масс будет привлечено к политическому контексту — белой памяти и русскому вердикту.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»