Сюжеты · Политика

Ингушские хроники

Власть в республике утверждена. Это мало кто заметил

Ольга Боброва , редактор отдела спецрепортажей
В конце недели президент Медведев сделал странное назначение. Исполняющий обязанности президента Ингушетии Рашид Гайсанов именным президентским указом повторно назначен на эту должность. С юридической точки зрения смысл этого указа...
В конце недели президент Медведев сделал странное назначение. Исполняющий обязанности президента Ингушетии Рашид Гайсанов именным президентским указом повторно назначен на эту должность.
С юридической точки зрения смысл этого указа ничтожен. Гайсанов занимал свою должность на законных основаниях, согласно конституции Ингушетии, вплоть до выздоровления президента Евкурова. Собственно, это первый и единственный случай, когда федеральное руководство фактически назначает нового президента при действующем прежнем. Полномочия Евкурова никто не отменял. И если бы этим вновь назначенным не был Гайсанов, получивший свой пост автоматически, то президента Медведева можно было бы попрекнуть даже в некотором цинизме.
Однако назначен именно Гайсанов, не имевший прежде особенных надежд — да и притязаний, — на руководство республикой. Тем самым в спорах о том, кому достанется Ингушетия, поставлена точка. Из этого ритуального подтверждения гайсановских полномочий становится ясно: ни Кадырова, ни Аушева, ни кого бы то ни было еще в ближайшее время на президентском посту не будет. По крайней мере до тех пор, пока реальный (а не временный) руководитель Ингушетии не сложит с себя полномочия.
Отправлять Евкурова в отставку сейчас никто бы не посмел, а самостоятельно отказаться от президентской должности он не мог — был в реанимации без сознания. Но вот в пятницу появились сообщения о том, что Евкуров пришел в себя. Характерно, что официальные каналы сообщили об этом раньше, чем это стало известно ближайшему окружению президента.
В этих зыбких обстоятельствах Ингушетию в субботу постигло еще одно несчастье. На подъезде к селу Чемульга (это почти на границе с Чечней) попала в засаду колонна с чеченской милицией. Милиция находилась в этом неспокойном районе по делу: в рамках совместной спецоперации Чечни и Ингушетии по уничтожению боевиков.
Пять автомашин были обстреляны из автоматов, пулеметов и гранатомета. 9 милиционеров погибли, еще 10 госпитализированы. Руководитель МВД Чечни Руслан Алханов заявил, что виновных найдут, где бы они ни скрывались. То есть и Ингушетию перетряхнут. Алханов также отметил, будто в пику ингушским коллегам: ни одно подобное преступление в Чечне в последние годы не оставалось нераскрытым.
Все понимают, что чеченцы Ингушетии такое не спустят. Началось очередное «вайнахское расследование»: Кадыров сказал, что лично будет следить за его ходом, и уже дал все необходимые указания.
Подобное нападение могло случиться — и неоднократно случалось — прежде. Силовики часто гибли от рук бандитского подполья. Но то были ингушские силовики. В худшем случае — федеральные. А чеченская милиция — совсем другое дело. Боевикам разницы нет, зато Кадыров ее хорошо чувствует. И вряд ли теперь, расследуя покушение на собственную милицию, он будет согласовывать свои действия с ингушской стороной. Это уже не спецоперация, это месть.