Роман Шлейнов , «Важные истории», региональный редактор OCCRP
Часть 1: Братья Аркадий, Борис Ротенберги и «Газпром» Есть в России пласт бизнесменов, которые не боятся бюрократических барьеров и презирают политические риски. Их собственность абсолютно защищена, а интересы сопоставимы с...
Часть 1: Братья Аркадий, Борис Ротенберги и «Газпром»
Есть в России пласт бизнесменов, которые не боятся бюрократических барьеров и презирают политические риски. Их собственность абсолютно защищена, а интересы сопоставимы с государственными. Они неприкасаемы. Перед ними открыты двери госкомпаний. И почти любой предприниматель из российского списка «Форбс» с радостью предложит им долю в собственном бизнесе. Речь — о бывших сослуживцах, добрых соседях, друзьях и просто старых знакомых российского премьера Владимира Путина. Эксперты полагают, что за годы его правления группа этих товарищей оформилась в особый класс. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отважился заметить, что «друг премьера» — это основная государственная должность.
«Новая» начинает мониторинг бизнесов друзей Путина. Рассмотрим деловую активность братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов.
«Газпром» через бедро
Аркадий и Борис Ротенберги — основные владельцы банка «Северный морской путь» (СМП-банк). Спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо, председатель высшего совета Национального союза дзюдо России Аркадий Ротенберг — основатель и руководитель питерского клуба дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого числится Путин. Еще одним основателем клуба был другой знакомый российского премьера Геннадий Тимченко, в настоящее время крупный нефтетрейдер (совладелец Gunvor, холдинга Clearwater).
Вместе и по отдельности Аркадий и Борис Ротенберги основали несколько некоммерческих организаций, клубов и фондов поддержки дзюдо и самбо (Межрегиональное общество содействия развитию самбо и дзюдо, некоммерческий фонд «Фан-клуб Явара-Нева», Общество содействия развитию спортивных видов единоборств «Отечество», детский юношеский клуб «Явара-М», «Школа дзюдо»).
Преданность спорту в хорошей компании не могла остаться незамеченной. К 2008 году владельцы «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) продали 10% порта структурам, подконтрольным Аркадию Ротенбергу. В том же году «Газпром» продал структурам Ротенберга пять строительных компаний.
«Новая» выяснила, что фирмы, подконтрольные брату Аркадия Ротенберга — Борису, имели доли в посреднических структурах, связанных с поставкой труб и оборудования для дочерних предприятий «Газпрома». А бывший гендиректор одной из этих структур вошел в правление «Газпрома».
Посредник № 1
Борис Ротенберг выступал учредителем двух малоизвестных московских фирм «База-торг» и «Поставка», которые были зарегистрированы в 2003 году по одному адресу в Коломенском проезде и имели общий телефон, который сейчас молчит.
Тихая и неприметная «База-торг», согласно базе данных СКРИН, значится учредителем очень заметной компании «Газтагед» (контролировала ее на 25%). В 2003-м «Газтагед» возглавлял Ярослав Голко, который в том же году переместился в «Газпром» — стал замначальника управления учета, анализа и корпоративной политики департамента по управлению имуществом. К 2005 году Голко дорос до первого замначальника департамента инвестиций и строительства «Газпрома», в 2006-м возглавил этот департамент, а в начале 2007-го вошел в правление «Газпрома».
По совпадению, уже в 2008 году «Газпром» продал структурам Аркадия Ротенберга пять строительных компаний, среди которых — подрядчики «Газпрома» и производители оборудования («Волгогаз», «Ленспецстройгаз», «Спецгазремстрой», «Волгограднефтемаш» и «Краснодаргазстрой»).
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил «Новой», что эти активы были проданы «Газпромом» на открытом аукционе, принять участие в торгах могли все желающие, а победителями аукциона стали компании, предложившие наиболее высокую цену. Кроме того, как сообщил Куприянов, департамент инвестиций и строительства никакого отношения к продаже указанных активов не имеет, подготовительную работу по их реализации проводило другое профильное подразделение — департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям.
«Когда эти строительные компании принадлежали «Газпрому», нас то и дело призывали избавиться от «непрофилей». Когда «Газпром» выставил компании на торги, очереди желающих их приобрести не возникло. И когда наконец активы кто-то купил, задаются вопросы: «Почему «Газпром» сделал это?» — удивляется Куприянов. — «Газпром» выполнил поставленную перед собой задачу в рамках своей программы по реализации непрофильных активов. Других интересов у «Газпрома» не было».
Ярослав Голко не прокомментировал ситуацию. Аркадий и Борис Ротенберги не захотели объяснить, является ли Голко их человеком в правлении «Газпрома» и продолжают ли они деловые отношения.
После того как Ярослав Голко покинул «Газтагед», фирма не потеряла значения. Согласно СКРИН, до прошлого года ее на 75% контролировал «Газкомплектимпэкс» — стопроцентная дочка «Газпрома», отвечающая за поставки материалов и оборудования.
«Газтагед» является соучредителем Ассоциации производителей труб. В разное время в ней председательствовали Голко и член правления «Газпрома» Валерий Голубев — бывший сотрудник КГБ, известный тем, что в далеком прошлом, когда он возглавлял администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга, Владимиру Путину с семьей выделили там неплохую квартиру.
Среди соучредителей ассоциации также Группа ЧТПЗ, Трубная металлургическая компания (входит в тройку лидеров мирового трубного рынка), Объединенная металлургическая компания и некоторые проектные компании «Газпрома». Но ни один из этих гигантов не выдвинул в председатели ассоциации человека из своих рядов. Зато председателем стал очередной гендиректор «Газтагед» Иван Шабалов. Он отказался ответить на вопросы «Новой».
В 2005 году директор по корпоративным исследованиям британской инвестиционной компании Hermitage Capital Management (которая консультировала фонд Hermitage — миноритарного акционера «Газпрома») Вадим Клейнер, претендуя на место в совете директоров «Газпрома», в своем докладе назвал несколько посредников, которые получали непонятные преференции от «Газпрома». Помимо «Росукрэнерго» и его предшественника «ЕуралТрансГаз» (газовые поставки) в качестве посредника по операциям с трубами для «Газпрома» был назван «Газтагед». Как признался «Новой» представитель Hermitage, кто стоял за этой фирмой, они узнали только от нас.
Критика газпромовской политики очень скоро принесла плоды. В ноябре 2005-го исполнительному директору Hermitage Уильяму Браудеру запретили въезд в Россию. Представитель «Газпрома» считает это совпадением. Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов на этот счет, пожал плечами и сказал, что не знает, почему так случилось. Путин выразился примерно в том духе, что всем, кто нарушает закон, въезд закрыт, а инвесторы могут надеяться на поддержку.
Hermitage Capital Management работал в России около 10 лет, Браудер привлек порядка 4 млрд долларов западных инвестиций, но его это не спасло. После того как Браудера не пустили в страну, в 2007 году последовали обыски в Hermitage и уголовное дело. А в 2008 году МВД России привлекло Браудера в качестве обвиняемого, и Hermitage закрыл свой российский офис.
На прошлой неделе Комитет по правам человека Совета Европы представил первую версию отчета «О политически мотивированном и неправомерном использовании системы уголовного правосудия в странах — членах Совета Европы». Отчет подготовлен бывшим министром юстиции Германии. В документе упоминается и российская история с Hermitage. Ситуация названа примером «политически мотивированного злоупотребления системой уголовного правосудия».
Посредник № 2
Созданная Борисом Ротенбергом фирма «Поставка» в прошлом году находилась в процессе ликвидации, но при жизни она тоже тянулась к «Газпрому». Фирма владела горно-алтайской компанией «Сибгазимпэкс» (на 25%), остальные 75% компании контролировала дочка «Газпрома» «Газкомплектимпэкс».
«Сибгазимпэкс» ликвидирован в 2007 году. Однако до исчезновения он успел мелькнуть в судебных документах. Как минимум с 2003 года «Газкомплектимпэкс» поручал «Сибгазимпэксу» заключать договоры о поставках оборудования с дочерними предприятиями «Газпрома». Дочки «Газпрома» платили посреднику за его услуги из своего кармана.
По случайности этот факт всплыл далеко от Москвы — в судебном разбирательстве между «Уренгойгазпромом» и «Российскими железными дорогами» в 2005 году. Во время транспортировки по рельсам часть груза была утрачена. В качестве третьего лица привлекли «Газкомплектимпэкс». В Федеральном арбитражном суде Уральского округа между делом раскрыли подробности, в частности, что «Газкомплектимпэкс» заключал агентский договор с «Сибгазимпэксом», который и поставлял оборудование «Уренгойгазпрому».
Еще один удивительный факт раскрыла Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2, которая безуспешно судилась с дочкой «Газпрома» «Газкомплектимпэксом» в 2006—2007 годах. Налоговики пытались обвинить газпромовцев в налоговых нарушениях, суды проиграли, но в бумагах, опять же между делом, зафиксировали, в частности, что замначальника департамента нефтехимического оборудования, трубопроводной арматуры и машиностроения «Газкомплектимпэкса» являлся в то же время сотрудником «Сибгазимпэкса».
В «Газпроме» пока не ответили на запрос «Новой» относительно сумм и количества контрактов, заключенных с фирмами «Газтагед» и «Сибгазимпэкс», и не смогли объяснить, зачем «дочке» «Газпрома» понадобились два посредника с 25% участием структур Бориса Ротенберга? Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов отметил только, что сегодня «Газпром» осуществляет подавляющее количество закупок, в том числе и труб, на конкурсной основе.
Борис Ротенберг, которому мы направили вопросы неделю назад, не спешит с объяснениями.
Полный синтез
«Новая» выяснила, что фирмы, созданные Аркадием Ротенбергом, были близки к компаниям многопрофильной Группы «Синтез», основанной Леонидом Лебедевым (в настоящее время — российский сенатор).
Группа занимается разведкой и добычей нефти и газа, энергетикой и девелопментом. Ее предприятия ведут поисково-разведочные работы на двух нефтегазовых участках шельфа Баренцева моря, разрабатывают Варынгское месторождение в Ханты-Мансийском округе, намерены работать в Ливии, Анголе, Сирии, Египте и Индонезии. Входящая в группу «Корес инвест» владеет 45,35% российской энергетической компании ТГК-2 — крупнейшей теплоэнергетической компании севера России.
Согласно архивным данным Московской регистрационной палаты, в 2000 году Аркадий Ротенберг вместе с Сергеем Зивенко (см. Справку «Новой» — Алкоголь) выступил учредителем фирмы «Зирот». Впоследствии ее владельцем стала кипрская «Тайгер ривер шиппинг компани» (Tiger River Shipping Company Limited). Кто стоит за этой структурой, не раскрывается.
Гендиректор «Зирот» Олег Мнушкин в разное время возглавлял фирму «Ротна» (также созданную Аркадием Ротенбергом) и «Синтезнефтегаз», входящий в Группу «Синтез». У «Синтезнефтегаза» и фирмы «Ротна» в прошлом был общий учредитель Наталья Скарлыгина. Впоследствии учредителем «Синтезнефтегаза» стала компания «Даблбэй пропертиз Лимитед» (Doublebay Properties Limited) с Британских Виргинских островов. Ее конечные бенефициары неизвестны.
К 2008-му «Зирот» располагалась по адресу Группы «Синтез» на Малой Никитской, 29 в строении 1. Фирма переехала в другой офис всего неделю назад. Вместе с некоторыми предприятиями группы она выступала соучредителем или акционером различных компаний.
Так вместе с «Нижневартовским капитальным ремонтом скважин» (НКРС), который был частью Группы «Синтез» до 2008 года, «Зирот» числился учредителем «Сибирьтранссервиса». В 2004 году «Зироту» принадлежали 40% компании, к 2009 году его доля снизилась до 1%. В 2008 году вместе с НКРС «Сибирьтранссервис» продали группе «Интегра» за 54 миллиона долларов.
Согласно отчету ОАО «ГиПор» (Порецкий гипсово-ангидридный комбинат) за 4-й квартал прошлого года, «Зирот» владел 6,99% уставного капитала общества. Другие фирмы, расположенные по адресу Группы «Синтез», владели в общей сложности 52,28% комбината. В мае 2009-го судебные приставы арестовали имущество «ГиПор», мотивируя это тем, что с осени прошлого года предприятие задолжало своим работникам 5 миллионов рублей. В отношении «ГиПор» введена процедура наблюдения.
Входящая в группу «Синтез» «Негуснефть» вместе с «Зирот» была учредителем «Межотраслевой юридической палаты». Палата имеет долю в ОАО «Промышленные инвестиции». Эта компания занимается финансовым консалтингом и привлечением инвестиций и заявляет, что ее сотрудники участвовали в реализации проектов нефтегазового сектора на сумму более миллиарда долларов. «Промышленные инвестиции» владеют половиной «Арктикшельфнефтегаза», также входящего в «Синтез». Другая половина принадлежит государству.
«Зирот» был также совладельцем фирмы «Синтез Петрол-АЗС», контролирующей несколько заправок в Московском регионе. Учредителем фирмы был Владимир Лебедев и предприятие группы — «Синтезнефтегаз».
Представитель группы «Синтез» Александр Левин лаконично сообщил «Новой», что группа не аффилирована с какими-либо структурами господина Ротенберга. Сенатор Леонид Лебедев не прояснил этот вопрос.
И снова газ
Учрежденная Аркадием Ротенбергом в 2000 году московская фирма «Ротна» просуществовала до 2006 года и была ликвидирована. По данным СКРИН, фирма занималась торговлей пищевыми продуктами. Но бывший гендиректор «Ротны» Андрей Смирнов, с которым нам удалось связаться, рассказал «Новой», что фирма торговала газом.
На вопрос о том, чем при жизни занималась «Ротна», Смирнов ответил, что были «маленькие поставки газа», но с «Газпромом» фирма не работала, предпочитала небольших российских газовых трейдеров. Вызвать гендиректора на откровенность и добиться от него, с кем именно «Ротна» заключала газовые сделки, нам не удалось. Он сказал, что подробностей не помнит за давностью лет.
До своей кончины «Ротна» успела создать торгующую топливом фирму «Нефтьпроминвест», которая впоследствии на сто процентов отошла кипрской «Надило Коммершиал Лимитед».
Некоторые компании, раньше напрямую принадлежащие Ротенбергу, тоже стали подконтрольны непрозрачным офшоркам.
Обширные деловые связи друзей Владимира Путина понятны. Нередко их воспринимают как гарантов благополучия и своего рода страховку в условиях непредсказуемой российской действительности. Учитывая удельный вес премьера, который прогнул не только все ветви власти, но и крупных предпринимателей, друзьям даже необязательно общаться с Путиным. Достаточно самого факта знакомства, чтобы осененный их присутствием бизнес перестали «кошмарить» и позволили ему развиваться в максимально комфортных условиях.
Друзья премьера — это местный российский вариант гарантии неприкосновенности частной собственности. Разумеется, эта гарантия не вечна, дорого обходится и действует, только если на бизнес не покушаются еще более близкие друзья.
Справка «Новой»
История связей
Леонид Лебедев в 1998 году был одним из основателей и руководителей советско-американского предприятия «Синтез Интернейшнл», а затем российско-британской «Синтез Корпорейшн», входил в советы директоров ОАО «ГиПор» (Порецкий гипсово-ангидридный комбинат) и ОАО «Химпром» в Чувашской Республике. В прошлом он был связан с предпринимателями Александром Жуковым и Марком Гарбером (см. «Новую газету», № 63 за 2006 год).
Жуков контролирует британский фонд «Гленгари» (Glengary Overseas Limited). В 2006 году этот фонд, зарегистрированный на Британских Виргинских островах, увеличил свою долю до 25,88% в британской нефтегазовой компании JKX Oil&Gas, совладельцем которой являлся Дмитрий Фирташ («Росукрэнерго»).
«Новая» выяснила, что в девяностых годах Жуков контролировал британский «Синтез ЮКей Лимитед», а также швейцарский «Синтез Холдинг», к 2001 году переименованные в «Транзит» и «Транзит Холдинг». Позднее среди директоров компаний появился швейцарский адвокат Димитри де Фариа, двоюродный брат немецкого адвоката Александра де Фариа, который с 1995 года представлял российское правительство в Европе по вопросам приватизации.
В 1992 — 1994 годах в московской юридической фирме Александра де Фариа работал бывший сотрудник КГБ и будущий член правления «Газпрома», начальник его юридического департамента, содиректор «Росукрэнерго» и знакомый Дмитрия Медведева Константин Чуйченко (в настоящее время начальник контрольного управления президента РФ). А в середине девяностых директором немецкой консультационной фирмы RFI, созданной Александром де Фариа, трудился Сергей Шматко — нынешний российский министр энергетики.
Марк Гарбер в прошлом работал с Жуковым, вместе с Лебедевым выступал учредителем «Корпорации Синтез». Гарбер — старший партнер «Флеминг Фамилии энд Партнерз». Раньше он был представителем «Трейд Консептс Лимитед», которая вместе с кооперативом «Синтез» создавала компанию «СК Ойл Инвест». В середине девяностых эта структура стала преемником Sintez Corporation Limited в контракте с «Росвооружением», по которому фирма получала право продавать нефть, поставленную Ираном в счет оплаты за российское военное оборудование.
В 2001 году Жукова арестовали на его вилле в Италии. Он проходил по уголовному делу о нелегальной торговле оружием вместе Дмитрием Стрешинским, Марком Гарбером, Леонидом Лебедевым, Андреем Важником, бывшим сотрудником КГБ Анатолием Федоренко, а также Евгением Марчуком (бывший министр обороны, премьер министр и глава СБУ Украины). Речь в деле шла о поставках оружия и боеприпасов группировкам, воюющим в Югославии. В марте 2002 года итальянский суд приговорил Стрешинского к условному наказанию и штрафу. В январе 2004 года тот же суд признал Жукова, Лебедева, Гарбера, Федоренко и Важника невиновными.
Алкоголь
Учредителем «Зирот» вместе с Аркадием Ротенбергом был Сергей Зивенко. С мая 2000-го по июль 2002 года Зивенко возглавлял ФГУП «Росспиртпром», а впоследствии основал Торгово-промышленную группу «Кристалл», объединившую его предприятия, специализирующиеся на производстве алкогольной продукции (водки «Белое золото», «Олигарх», «Гжелка», «Пшеничная», «Ржаная»). Зивенко не ответил на вопросы «Новой» относительно Ротенберга.
Как сообщала газета «Ведомости», люди Ротенберга присутствовали в руководстве почти всех 11 алкогольных заводов, которые ФГУП «Росспиртпром» в счет долга на 5 млрд рублей должно по правительственному решению отдать ВТБ.
Материал подготовлен при поддержке SCOOP-проекта Датской ассоциации журналистов-расследователей (FUJ)
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»