5 мая по новому стилю исполнилось 140 лет со дня рождения Бориса Львовича Розинга. Также в мае, 22-го числа 1911 г. в лаборатории Петербургского технологического института Розинг впервые в мире продемонстрировал действующую модель...
5 мая по новому стилю исполнилось 140 лет со дня рождения Бориса Львовича Розинга. Также в мае, 22-го числа 1911 г. в лаборатории Петербургского технологического института Розинг впервые в мире продемонстрировал действующую модель электрической передачи изображения на расстояние.
Телевидение в его классическом виде, как известно, появилось 80 лет назад в США и основным его разработчиком считается русский эмигрант Владимир Зворыкин («Как хорошо, что Зворыкин уехал/И телевидение там изобрел./Если бы он из страны не уехал,/Он бы, как все, на Голгофу взошел./И не сидели бы мы у экранов,/И не пытались бы время понять,/И откровения прежних обманов/Были бы нам недоступны опять» – Булат Окуджава).
У нас в стране свои откровения, и за последние годы в честь Розинга открыты три мемориальных доски. На двух из них, в Петербурге и Архангельске, он назван «основоположником электронного телевидения», а на одной, в Краснодаре, «первооткрывателем электронного телевидения».
Может быть, по той причине, что в ходе четырехлетних опытов (1907–1911) ассистентом профессора Розинга был студент Зворыкин. Профессор (при участии студента), использовав осциллограф в качестве приемной электронно-лучевой трубки, сумел получить на его экранчике светлые полосы на темном фоне от переданных предметов: решетки, креста, растопыренных пальцев руки.
Владимир Зворыкин в поздних мемуарах, так и не изданных в России, писал: «К концу нашей совместной работы профессор Розинг получил действующую систему, которая воспроизводила смутную картинку на экране». Созданная Розингом система, собственно не являлась электронным телевидением, поскольку съемка и передача изображения производились с помощью зеркальных барабанов, а электронной являлась только принимающая трубка.
В следующем, 1912 году Зворыкин, окончив институт, пустился в автономное плавание, а Розинг продолжал опыты. Но тут грянула война, за ней – революция. Спасаясь от ее последствий, Розинг уезжает на юг, в Екатеринодар. Затем по неизвестной причине не уходит с белыми в Крым. Затем возвращается в Питер. Лишь в 1924 г. Розинг, восстановив прежнее оборудование, сумел выйти на дореволюционный уровень своих результатов. Но темп был уже безвозвратно потерян. Зарубежные инженеры ушли далеко вперед.
А в феврале 1931 г. Борис Розинг был арестован ГПУ в ходе операции «Весна», массовых арестов бывших царских офицеров. Розинг офицером не был, но имел несчастье преподавать электромеханику в Константиновском артиллерийском училище. В итоге – три года высылки на Север, сначала в Котлас, затем в Архангельск.
Одно из писем Б.Л. Розинга жене в Ленинград:
«18 декабря 1931. Милая Ася!
Дело мое в том же положении, т.е. без движения. Не знаю, останусь ли здесь, или придется ехать назад, т.к. без определенных занятий и без прикрепительных листков здесь не проживешь. На вольном рынке цены в два раза больше, чем в Котласе. <...> Вчера выяснилось, что административно высланные профессора получают здесь лекции только при одном условии, от которого я чувствую моральную тошноту почти целый день и хочу вырваться отсюда как можно скорее. Неужели это всем предлагают? <...> Может быть, если не удастся достать деньги, то пришлешь посылочку, но не из вещей, которые нужно варить, т.к. примус я не употребляю, между прочим, из-за недостатка керосина».
Профессор Розинг все-таки получил место лаборанта кафедры физики в местном Лесотехническом институте. Но 20 апреля 1933 г. умер от инсульта.
В августе того же 1933 г. Владимир Зворыкин, общепризнанный «отец телевидения», посетил Москву и Ленинград. Он посчитал нужным поделиться технологическими секретами прежде всего с советскими инженерами. Следствием этого визита явился пуск в 1938 г. телецентра на Шаболовке, целиком оснащенного американским оборудованием.
Из неизданных в России мемуаров Зворыкина: «Конечно, я спросил о профессоре Розинге. Большая часть тех, кого я спрашивал, никогда о нем не слышали. Наконец мне сказали, что он был арестован во время революции, сослан в Архангельск и вскоре умер».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»