Министерство промышленности и торговли подвело итоги первого месяца работы государственной программы по выдаче льготных автокредитов на покупку новых отечественных машин дешевле 350 тысяч рублей. Итоги оказались спорными: заявки на...
Министерство промышленности и торговли подвело итоги первого месяца работы государственной программы по выдаче льготных автокредитов на покупку новых отечественных машин дешевле 350 тысяч рублей. Итоги оказались спорными: заявки на субсидированный кредит по всей России подали 12 тысяч человек. И лишь треть желающих, то есть вроде бы мизерные 4 тысячи человек, заветный заем получили. К середине мая ситуация принципиально не поменялась — к статистике Минпромторга, курирующего программу, добавилась еще 1 тысяча человек.
Что такое эти апрельские 4 тысячи получивших кредит? В прошлом месяце в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано 137 тысяч новых автомобилей. То есть 4 тысячи госкредитных среди них — капля в море. Однако куда солиднее цифра выглядит, если учитывать, сколько всего машин в апреле покупалось в кредит. По данным аналитического агентства «Автостат», так было приобретено около 10—15 процентов от всех новых автомобилей.
И вот уже выходит, что госпрограмма заняла не меньше четверти отечественного рынка автокредитования. Звучит? Эффект можно еще усилить — субсидированные бюджетом страны кредиты выдают населению лишь три организации. Это Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк. На троих они поделили четверть апрельского рынка автокредитования, да еще и клиенты у них фактически безрисковые. Ведь каждый месяц государство будет перечислять банкам обещанную субсидию.
Напомним, субсидия эта составляет 2/3 текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ. На сегодняшний день ставка — 12 процентов, а значит, субсидия — 8 процентов. Человек, который решил воспользоваться льготным кредитом на покупку автомобиля, будет платить за кредит на эти самые 8 процентов меньше стандартной ставки банка.
Правда, за последние полгода процентные ставки у банков взлетели так, что субсидия все равно не позволит взять уж слишком дешевый кредит. Вот, например, у ВТБ24 ставка по рублевому автокредиту (а субсидии даются только на рублевые) — 20 процентов годовых. Вычитаем 8 — и получаем, что клиент сам будет платить за кредит 12 процентов годовых. Это очень даже прилично для двухлетнего кредита с первоначальным взносом в треть стоимости автомобиля (опять-таки таковы условия правительственной программы). В прошлом году такая ставка была среднерыночной, а теперь этот процент именуют льготным.
При этом субсидируемые государством кредиты могут обернуться неприятностями для заемщика. Вот, например, Сбербанк дает автокредит под 15 процентов годовых. За вычетом субсидии конечная стоимость такого кредита составит 7 процентов в год. А отечественный Налоговый кодекс считает, что от процентов по кредиту ниже 8 у гражданина возникает материальная выгода. За такую выгоду вынь да положь государству 35 процентов от этого «дохода». И никто из чиновников, разрабатывавших программу поддержки автопрома, продумывавших схемы льготного кредитования, об этом не вспомнил.
Банк, естественно, ничего за клиента платить не будет. При этом по закону же банк обязан сообщить в налоговую: вот, мол, такой-то заемщик получил такой-то доход от льготного кредита. Но тех, кто берет субсидированный государством кредит, вовсе не предупреждают, что через год они превратятся в налоговых должников, если не догадаются сдаться в инспекцию. Сумма налога вообще-то не очень большая — около 800 рублей за год. Но мучений за эти 800 рублей будет предостаточно: декларацию заполнить, в налоговой инспекции километровые очереди отстоять…
Кстати, такие же проблемы ожидают и тех, кто покупает машину, используя любой кредит, который по договору дешевле 8 процентов годовых. И чем меньше процент и чем дороже машина — тем больше придется платить налог.
Впрочем, воспользоваться налогово-опасным субсидированным государством кредитом не так-то просто. Во-первых, моделей автомобилей, которые можно купить по новой программе, — раз, два и обчелся. Кредит выдается только на покупку новых (ранее не стоявших на учете) машин, произведенных в России и стоящих не более 350 тысяч рублей. Кстати, из-за последних двух условий чиновники долго ломали копья, решая, кому из иностранных производителей дать возможность торговать своими машинами при помощи российского бюджета, а кому — не позволить поднять продажи за чужой счет. Собственно, именно отсутствие точного списка машин тормозило запуск программы, придуманной еще в начале зимы. А как к апрелю Минпромторг утвердил перечень, так дело и пошло.
В этот заветный список вошли все модели ВАЗа, дешевый внедорожник UAZ Hunter и шесть «российских иномарок»: Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia. Новая «Волга Сайбер» в программу не попала — этот клон старого американского седана Chrysler Sebring даже в базовой комплектации стоит на 100 тысяч рублей дороже, чем установлено Минпромторгом. Не получил господдержку и российский «УАЗ Патриот» — он стоит минимум 460 тысяч рублей. Впрочем, Chevrolet Niva и Fiat Albea тоже дороже 350 тысяч, но в списке они все-таки болтаются. Хотя купить их с льготой невозможно в принципе.
Следующее препятствие — подходящую машину сложно найти в продаже. С «Ладами» все еще не так плохо: «Калина» и «Приора» и тем более «Самара» и «классика» в базе стоят значительно меньше 350 тысяч рублей. Соответственно, в салонах даже есть выбор моделей в разных версиях разных комплектаций, даже не самых бедных. Уложившись в норму, можно купить «Калину» или «Приору» даже с ABS и кондиционером.
А вот Ford Focus за 345 тысяч — зверь крайне редкий. Завод во Всеволжске почти не производит автомобили в минимальной, базовой комплектации, на простые машины вовсю навешивают дополнительное оборудование. А наличие любой опции, даже такой важной, как ABS или подушка безопасности пассажира, уже не позволит покупателю взять субсидированный государством кредит на эту машину, ведь такой «Фокус» перевалит порог в 350 тысяч. То же касается и чешской Skoda Fabia калужской сборки — голую минимальную комплектацию практически не собирают, а все-таки сделанные машины не доходят до салонов — их раскупают фирмы для корпоративных парков.
Да и банки одобряют заявки на субсидированные кредиты без большой охоты. Казалось бы, радоваться надо такой монополии. Ан нет. Денег на многих заемщиков у государства не хватит: бюджет выделил на поддержку автопрома всего 2 миллиарда рублей. Для сравнения: по подсчетам агентства «Автостат», в прошлом году объем рынка автокредитов был 500 миллиардов рублей. Что такое 2 миллиарда по сравнению с пятью сотнями миллиардов? Заодно нынче участники рынка любят приводить в пример Германию, где на поддержку автопрома было выделено 5 миллиардов евро. И в апреле эта мера подняла немецкий авторынок почти на 20 процентов.
Исправляться и добавлять денег на поддержку автопрома наши власти не собираются. Не волнует их, что регулярно бастуют профсоюзы во Всеволжске, что группа ГАЗ грозила увольнением четверти сотрудников, а АвтоВАЗ в который раз отправляет людей в принудительные отпуска. Продажи машин и состояние рынка кредитования, похоже, важнее. А потому Минпромторг решил расширить программу субсидирования кредитов.
Подготовленный министерством проект постановления правительства предполагает увеличить порог стоимости автомобиля до 600 тысяч рублей. Минимальный первоначальный платеж предлагается снизить с нынешних обязательных 30 процентов до 15. К тому же власти хотят увеличить срок кредита с 24 до 36 месяцев. И все это — внимание! — без выделения дополнительных бюджетных средств.
Итог у такой инициативы будет один: жители богатых регионов станут покупать уже не самые дешевые иномарки отечественной сборки, а для людей из отдаленных регионов не будет ни машин, ни остатков государственных средств на субсидии. Зато, скорее всего, вырастут продажи у компании Ford (в программу сможет войти седан бизнес-класса Mondeo, и увеличится спрос на дорогие версии модели Focus), концерна Volkswagen (можно будет получить субсидии по кредитам на Volkswagen Polo и Golf да Skoda Octavia). Что интересно, о продукции отечественных ТаГАЗа и «Автотора» Минпромторг ничего не говорит. А простенький Hyundai Accent да популярный Chevrolet Lacetti вполне могли бы пополнить хотя бы новый список. Но нет.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»