«Ночь музеев» в Москве выиграла у «Евровидения» с разгромным счетом: полмиллиона человек участвовали в ней, если считать только по оторванным корешкам бесплатных билетов, а их брали далеко не все. Видел бы Мастер очередь, которая змеилась...
«Ночь музеев» в Москве выиграла у «Евровидения» с разгромным счетом: полмиллиона человек участвовали в ней, если считать только по оторванным корешкам бесплатных билетов, а их брали далеко не все.
Видел бы Мастер очередь, которая змеилась в ту ночь по Садовой! Граждане всех возрастов и видов стояли не в Театр-варьете на сеанс разоблачения черной магии, а в Музей-квартиру Булгакова, где нон-стоп до самого утра «Ночи музеев» шли экскурсии по булгаковской Москве. В переполненном дворе Музея Гоголя публике показывали документальное кино, на Лубянке в Музее Маяковского похожий на поэта артист Епифанцев гремел «Облаком в штанах»… Вся Москва в эту ночь наполнилась иной атмосферой, не поверите: это был воздух культуры. В пятницу, 15 мая, на «Винзаводе» открылось несколько выставок, и художники наблюдали удивительную картину: вместо того чтобы посмотреть выставку прямо сейчас, на вернисаже, бесплатно, люди вставали в очередь за билетами на «Ночь музеев» — предварительно купленный билет на выставки «Винзавода» стоил 300 рублей, в «Ночь музеев» — 500.
Пущенные по трем музейным маршрутам автобусы набивались под завязку и шли каждые четверть часа.
Говорят, «Ночью музеев» интересуются в первую очередь те, кто в музеи обычно не ходит. Так, да не так. Круглогодичный посетитель музея любит тишину, пустоту, возможность поразмыслить, угнездившись на банкетке, умеет быть невидимым, поглощенный искусством. Он хорошо знает пространство музеев и всегда найдет, где укрыться от толпы, но пропустить подробные экскурсии, на которые в ту ночь не скупились, он просто не в силах. Лицо неофита было громко удивлено и почти всегда удивлено приятно. Многие искренне не подозревали, что в музее может быть интересно, кофе дешевле, чем в сетевых кофейнях, а картины лучше, чем в глянцевых журналах. Ради этих важных открытий музейщикам стоило потрудиться. Уже в понедельник, в свой законный праздник, они хлопали пробками от шампанского за успех своего предприятия: получилось еще лучше, чем в прошлом году! Милиция не подвела, инцидентов не было, хотя в «Седьмом континенте» около кинотеатра «Ударник», единственном магазине около центра современного искусства «Арт-стрелка», к утру, говорят, не было ни одной бутылки коньяка, кроме «Хеннесси».
Инициатор Дней исторического и культурного наследия, в рамках которых проводится волшебная ночь, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович анализирует свои культурные впечатления:
— Я побывал, наверное, в десятке музеев в эту ночь. «Заплыв» начал в Музее современного искусства на Петровке, оттуда поехал на Провиантские склады, угол Зубовского бульвара и Остоженки. Там открылась роскошная выставка к 200-летию Гоголя, которую сотрудники музея собрали, но не успели разрекламировать, так что участие в «Ночи музеев» им очень помогло. Сами склады, долго время принадлежавшие Министерству обороны, тоже стоит посмотреть, в обычные дни они уже открыты — накануне реставрации, в «обнаженном виде». Во внутреннем дворике были затеяны классические танцы…
Был на «Винзаводе»: несмотря на стоимость входного билета 500 рублей, народу там полно: помимо выставок кто хотел — танцевал, театр «Практика» давал спектакль… Проезжал Музей Востока на Никитском бульваре, но понял, что прорываться бесполезно. В дворике Музея Гоголя длинная очередь, выглядывавшая на Никитский бульвар, слушала аккордеониста под знаменитым андреевским памятником. В Москве возникла совсем парижская атмосфера, располагавшая к общению: соседи знакомились в очереди, мирно общались, ожидая встречи с Гоголем. Потом видел, как довольные граждане, подсев в один из спецавтобусов, курсировавших по всему маршруту, отправлялись куда-то дальше…
В Музей Пушкина я прошел как оруженосец музыканта Миши Рахлевского: нес его сумку с инструментом. Мы вошли через артистический ход и таким образом воспользовались блатом. Там я пережил необычайное чувство: на часах полночь, а все хотят знать биографию Пушкина. В ту ночь мне стало понятен характер многих музеев просто по лицам сотрудников — внутренняя атмосфера открывалась очень сильно. Еще мне показалось важным, как активно происходила встреча с современным искусством. Не попавшие в рано закрывшиеся федеральные музеи — ГМИИ имени Пушкина, Третьяковку, шли в центры современного искусства, открытые до раннего утра. И люди говорят теперь: «Никогда не думали, что пойдем на современное искусство, непонятное, ужасное. А кое-что нам понравилось!» Отличный результат для первого общения.
Федеральные музеи по сравнению с прошлыми годами поняли, что нельзя игнорировать акцию, но все еще закрываются раньше московских музеев и частных галерей. Московские музеи работали до 2 часов ночи, федеральные — до 22 и до 23. Да, в интернете и везде, где можно, были заранее указаны часы закрытия, но трудно во время прогулки помнить, какой музей федеральный, какой московский и в какой надо бежать раньше, чтобы успеть. В эту ночь хочется просто свободно гулять.
Объяснения тому, что федеральные музеи закрываются раньше, честно говоря, нет. Ссылка на то, что метро закрывается, в этом году не работала: из-за «Евровидения» метро работало до 3.30. Созданием общей афиши занимались молодые организаторы-энтузиасты из «Афиши» и «Бюро 17» Александрины Маркво, они же талантливо общались с чиновниками. Председатель комитета по культуре Сергей Худяков оценил их организаторские способности и захотел с ними встретиться.
Сейчас главная задача — продолжить объединение настройки единого пространства. Для этого нужно убедить федеральные музеи работать дольше, а на улицах, пока люди стоят в очереди, устраивать больше акций — Музей Гоголя со своим аккордеонистом подал всем хороший пример. У Бородинской панорамы выходили к стоявшим в очереди костюмированные участники Бородинского сражения, просто улыбались и фотографировались. Это так просто, а люди чувствуют, что их уважают. В «Коломенском» гостей встречали сотрудники музея, одетые в боярские платья ХVII века, периода расцвета Коломенского, разводили по башням и храмам, рассказывали об истории резиденции царя Алексея Михайловича.
Ночная прогулка по городу с ощущением, что это твой город, а ты идешь с выставки на выставку, дорогого стоит. Встреченная в переулке в 2 часа ночи шумная молодежная компания, скорее всего, означает, что она идет, наверное, с «Арт-стрелки» на «Фабрику». И даже если куда-то не попал, опоздал — не беда. Попал в другие двери, другую музейную историю. Так получилось, что «Ночь музеев» — это акция, на которую не надо выгонять. Никто уже не помнит, что предложил ее мэр. Я знаю, люди специально приезжают из других городов: одно дело просто прийти в музей, другое дело — участвовать в «Ночи музеев». 48 городов присоединились к Москве не по разнарядке — им стало неприлично у себя такого не иметь.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»