Александр Шурыгин, депутат городской Думы городка Белоусово (Калужская область), преисполнен благодарности местной исполнительной власти: «Она здорово нам помогла своим противодействием народу». Месяц назад там прошли выборы в городскую...
Александр Шурыгин, депутат городской Думы городка Белоусово (Калужская область), преисполнен благодарности местной исполнительной власти: «Она здорово нам помогла своим противодействием народу». Месяц назад там прошли выборы в городскую Думу. Результат стал ошеломляющим. Большинство, 8 мест из 12, получила несистемная оппозиция — местная общественная организация «Народное слово». Три мандата достались «Единой России», плюс еще один депутат, ни к кому не примкнувший, вот и вся Дума…
Что такое Белоусово? Восьмитысячный депрессивный городок с бюджетом в 30 млн руб. Несколько замызганных пятиэтажек в окружении скромных домиков частного сектора. По главной улице, носящей имя партизана Гурьянова, без проблем можно проехать разве что на на танке. На этой же улице — главная белоусовская достопримечательность, недостроенная пятиэтажная больница. На стройке конь не валялся уже лет 10. По утрам люди штурмуют маршрутки и автобусы, идущие в соседний Обнинск. Половина белоусовцев работает там.
И вот в Белоусове в августе 2005-го был избран новый мэр, бывший юрист обнинской администрации Сергей Барышев, симпатичный, улыбчивый, 25 лет. В это же время самая активная пенсионерка городка Татьяна Тарарышкина, всю жизнь проработавшая на местной ткацкой фабрике, создала общественную организацию «Единство народа». Татьяна Дмитриевна — бывший профсоюзный лидер советской закваски, которая знает в Белоусове всех и которую все там знают, — решила помочь молодому неопытному мэру, подсказать ему, в чем городок нуждается в первую очередь.
Поначалу они даже понравились друг другу. «Молодой, красивый, говорил складно, — вспоминает Татьяна Дмитриевна, — а какие обещания раздавал, мы все заслушались». Но эйфория приязни очень скоро закончилась — Барышев решил закрыть начальную школу, чтобы в ее здании открыть детский сад, а младшеклассников перевести в обычную школу, благо места там было достаточно. Здравое вроде бы решение, но оно вызвало очень сильное неприятие у белоусовцев, которых Тарарышкина подбила на митинг у местной администрации. Но мэр, используя власть, своего все-таки добился: «У нас теперь нет очереди в детские сады!». «Проблему одних детей решил за счет других, — заочно спорит с ним Тарарышкина. — А самое главное, мэрия располагается в здании другого бывшего детского сада! Отдал бы это здание детям — вот и решение проблемы».
С тех пор мэру Барышеву не прощалось ничего. Зачем купил на бюджетные деньги новую служебную «Волгу», когда прежней было только три года? Подарил жене иномарку ценой больше миллиона — откуда средства? Ежемесячно начисляет себе премии в размере оклада — за какие заслуги? При этом коммуналка в полной разрухе, котельная на ладан дышит, каждый отопительный сезон — подвиг, дороги не ремонтируются.
И полетели письма от «Единства народа» во все инстанции — в прокуратуру, в ОБЭП, районному начальству, областному, в Государственную думу, президенту. Главный мотив — «мэр использует бюджетные деньги не по целевому назначению». И молодой мэр обиделся — к троим активистам «Единства народа», писавшим эти письма, предъявил иски о защите собственной чести, достоинства и деловой репутации.
«Уж лучше бы не судился!» — опять смеется Тарарышкина над своим оппонентом. Все три процесса Барышев проиграл. Но не успокоился, подал апелляцию в областной суд — и там проиграл. Именно тогда маленькая общественная организация стала известна не только в Белоусове. А чтобы ее не путали с правящей партией, название решили сменить на «Народное слово».
А в прошлом году к белоусовцам подкралась еще одна беда — коммунальная реформа. Есть в городе Белоусовский коммунальный комбинат (БКК). И когда год назад по всей стране людям пришла пора выбирать управляющую компанию, «Народное слово» объяснило, что нужно самим проводить собрания, не дожидаясь указок сверху. В итоге местные жители выбрали себе в качестве управляющей компании БКК. «А другого коммунального предприятия у нас просто нет», — прокомментировала Татьяна Тарарышкина. Но мэр Сергей Барышев и здесь отличился — выбор не признал и провел конкурс на управление многоквартирными домами. В нем участвовала всего одна компания — из другого города. Каков был исход конкурса, понятно.
Опять разгорелся скандал, и Тарарышкина опять пошла в суд. И опять победила. Суд объявил «признать действия администрации по отбору управляющей компании незаконными». Мэр апеллировал в областной суд, но безуспешно. Это было как раз накануне выборов в городскую Думу.
На выборах «Народному слову» особо напрягаться не пришлось. Его кандидаты заняли две трети парламента — 8 кресел. Этого достаточно, чтобы менять даже Устав города, не говоря менее значимых решениях. И вот тогда областное руководство всполошилось. Ведь «Народное слово» своих устремлений не скрывало — во главе Думы поставить своего председателя, а мэра — прогнать и назначить на это место человека, который будет прислушиваться к народному мнению. А что это значит? Что калужский «Белый дом» потеряет свое влияние на Белоусово. Да и непорядок как-то. Везде в Калужской области муниципалитетами правят единороссы, а тут — «самозванцы», то есть самовыдвиженцы. И поехали в городок эмиссары губернатора — его заместитель Виктор Квасов и лидер регионального отделения «Единой России», депутат Госдумы Вячеслав Дубровин — исправлять ситуацию.
Приглашали каждого депутата-«народословца» по одному в мэрский кабинет и там разговаривали «по душам» — предлагали вступить в «Единую Россию».
А депутату Андрею Ковалеву не предлагали вступить в «Единую Россию», но… «недвусмысленно намекали, что если председателем Думы станет не единоросс, возникнут проблемы с финансированием города из области», — рассказывает Ковалев.
Короче говоря, ломали-ломали «народословцев», да не сломали.
На первом заседании новой Думы никакой борьбы за председательское кресло не было — ее исход был предрешен заранее. За Ковалева проголосовали 8 человек, трое единороссов были против и один, который ни к кому не примкнул, воздержался. И тогда же «Народное слово» заявило о том, что мэра Барышева надо свергать, то есть досрочно расторгать с ним контракт. По закону городская Дума имеет на это право.
Но не успело пройти первое заседание Думы, как по Белоусову полетела новость — результаты выборов отменяют! Слухи подтвердились — в суд поступило заявление от районного прокурора: «Ковалевым А.В. был совершен подкуп избирателя Димирчяна В.Э.». Якобы накануне выборов Ковалев случайно встретил этого человека, попросил за него голосовать и дал ему агитационный материал. Димирчян листовку сунул в карман, а наутро полез в него за сигаретами и обнаружил в листовке… 100 рублей! Значит, результаты выборов надо отменить, и скоро по этому вопросу состоится суд. Прокурор пишет: «Объективным доказательством того, что Ковалевым А.В. осуществлялся подкуп избирателей, является заявление избирателя Димирчяна В.Э.». Только есть одна нестыковка. Вячеслав Димирчян зарегистрирован в одном избирательном округе, а Андрей Ковалев баллотировался в другом. Да и не ходил заявитель на выборы. В своих показаниях так и заявил: «Особого желания голосовать у меня не было. Денежные средства никак не повлияли на мою избирательную позицию».
Что еще добавить? Незадолго до выборов в Белоусове появились анонимные листовки под названием «Ковалевщина». Из самых безобидных слов там было: «Кто за Ковалева проголосует, тот на себя порчу наведет». Дело по этому факту уже закрыто… за отсутствием состава преступления.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»