С тех пор как роман «Гоморра» был опубликован, а тому уже больше двух дет, Роберто Савиано вынужден скрываться от неаполитанской мафии и передвигаться по миру в сопровождении двух дюжих охранников. Считается, что в своем романе он раскрыл...
С тех пор как роман «Гоморра» был опубликован, а тому уже больше двух дет, Роберто Савиано вынужден скрываться от неаполитанской мафии и передвигаться по миру в сопровождении двух дюжих охранников. Считается, что в своем романе он раскрыл секреты каморры (так называют мафию), использовал имена реальных людей, а это не прощается. С тех пор как режиссер Маттео Гарроне получил за свой фильм Гран-при в Каннах, он тоже вынужден был уехать из Италии и появляться на родине только с охраной. Между тем никаких секретов в фильме не раскрывается. Видимо, дело не в фактах, не в именах и не в событиях, а в том, под каким углом зрения Гарроне смотрит на мафию.
Следует сразу сказать, что «Гоморра» — такое труднопроходимое кино, что не каждый зритель добредет до его середины, но уж если добредет, то не исключено, что даже что-нибудь поймет, а каких-то героев научится узнавать в лицо.
Сюжетные линии романа Гарроне порубил в салат, перемешал и запустил на экран в виде огромного ребуса, где в главных героях разберешься не вдруг (невероятное количество одинаковых горбоносых профилей в кадре долго сбивает с толку), а на вторые и третьи роли набрал обитателей трущоб и настоящих убийц, которых итальянские зрители узнавали в лицо во время просмотров. Достоверность происходящего здесь возведена не просто в принцип, но — в стиль. Гарроне снимает так, будто выхватил нескольких персонажей из толпы, а теперь следит за ними, не давая нам никаких подсказок в том, кто они и чем занимаются. Отсюда — абсолютно хаотичное, бесцельное движение героев. Они считают деньги, передвигаются по длиннющим коридорам железобетонного муравейника, населенного человеческими отбросами, стреляют по живым мишеням, прячутся в багажник машины, чтобы дать урок кройки и шитья китайским подпольным гастарбайтерам, находят в подвале склад оружия и начинают запойно палить налево-направо…
Поди пойми, что один — ссужает деньги родственникам заключенных, другой ищет место для нелегального захоронения радиоактивных отходов, а те двое — просто отморозки, вообще ничего не имеющие виду. Их разговоры так же пусты и бессмысленны, как их дела: «Нам надо это обсудить». — «Да, надо». — «Это очень важная вещь». — «Да, важная». — «Я ничего не могу обещать». — «Это надо проверить». О чем они говорят? Их жизнь бессмысленна втройне. Нищая, грязная, вонючая, злая, она проходит в тесных клетушках многоквартирной развалюхи, и все попытки заработать себе другую, красивую жизнь с обложки журнала заранее обречены на провал. Мафия в кино бывала разной. Романтической, героической, изысканной, коварной, жестокой, страшной. Мафия Гарроне — жалкое зрелище. Он даже не дает себе труда посмеяться над ней. Он просто отбрасывает ее ногой, как ненужную ветошь. Действительно, такую «Гоморру» каморра не простит.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»