Соне Мартюговой 26 лет. 15 из них, с рождения, она прожила в России, остальные 11 — на родине предков, в Финляндии. 9 месяцев из этих одиннадцати лет Соня прослужила в финской армии. Пошла добровольцем — девушек в Финляндии, в отличие от...
Соне Мартюговой 26 лет. 15 из них, с рождения, она прожила в России, остальные 11 — на родине предков, в Финляндии. 9 месяцев из этих одиннадцати лет Соня прослужила в финской армии. Пошла добровольцем — девушек в Финляндии, в отличие от Израиля, в армию не призывают.
В Финляндию Соню привезла мама, Ирма Ихо. Она ингерманландка — так называют этнических финнов, проживающих на территории бывшей Санкт-Петербургской губернии. Пятнадцатилетняя Соня, знавшая по-фински «мама» и «здравствуйте», храбро отправилась в восьмой класс. По второму разу: изучать новое на незнакомом языке — представлялось непосильной задачей. Через год-два Софья бойко болтала на языке друзей и в остальном вела жизнь обыкновенного финского тинейджера — занималась спортом, ездила на велосипеде, училась шить в школе ремесел, подрабатывала няней, уборщицей или кассиршей в супермаркете. Образование в Финляндии — не роскошь, оно, вплоть до высшего, бесплатное, роскошь — это учебники, на них и уходил неброский заработок. После школы Соня поступила в «лукио», то есть в лицей — это некий аналог российских старших классов, вовсе не обязательных для всеобщего посещения. Потом устроилась работать в «Нокиа» — паковать карты памяти. Она ждала гражданства — только граждане Финляндии имеют право служить в армии.
В армию Соня захотела еще классе в девятом, как только узнала, что по новому закону девушкам туда дорога не заказана. Зачем? За самоутверждением, за проверкой себя, за физическими и психологическими трудностями, которые отсутствуют в гражданской финской жизни. Молодые люди из Сониного окружения жаловались на тяготы воинской службы — девушка с характером захотела испытать их сама.
Как попадают в финскую армию? Кто как: мальчикам 19 лет приходят, говоря по-нашему, «повестки». Если парень в это время учится, он вежливо пишет в ответ: извините, пока не могу. Когда сможет, он обязательно откликнется — в армии можно отслужить с 18 и до 30 лет. «Косить» здоровый финн не будет: и люди не поймут, и сам себя уважать не станет, и в институт после армии поступить легче. Некогда популярное в России мнение, что армия делает из мальчика мужчину, в Финляндии распространено до сих пор. И государство не прикладывает титанических усилий, чтобы разубедить народ.
Соня нашла армию в Интернете: на сайте министерства обороны был указан контактный телефон. Позвонила, попросилась. В ответ пришло письмо с приглашением пройти тесты и медкомиссию. Потом она выбрала время службы — можно пойти в армию летом, можно в январе. И место: хотелось поближе к дому, но свободная койка в казарме оказалась в трех часах езды на автобусе. В начале января «alokas», то есть «боец» Соня с зубной щеткой и парой книг прибыла на место дислокации. Ей выдали ботинки на пять размеров больше ноги, футболку, верхнюю рубашку, шерстяной свитер, куртку и брюки, теплое и обыкновенное белье, простые и шерстяные носки — все мужское — и определили в «дамскую комнату». Доброволок вместе с ней набралось 15 — меньше 0,1% от личного состава части: идея службы в армии еще не овладела массой прекрасного пола.
Гражданская одежда отправилась домой, парадная форма и свитер улеглись на полки личного шкафа. Свитер было особенно жалко: за окном потрескивал январский морозец. Но таковы правила — теплую кофту можно надеть после шести месяцев службы. В Сонином случае — в середине июля. Наушники зимней шапки не позволялось опускать категорически, и строй молодых воинов издали светил отмороженными ушами. Куртка и брюки тоже всесезонные, и в том же, в чем мерзнут зимой, бойцы потеют летом. «А смысл?» — спросили мы Соню. «Смысла в армии нет», — афористично ответила демобилизованный солдат. За 10 лет, что женщинам позволено служить, армейская терминология в Финляндии женским родом не обзавелась. Нет и женских одежек: девушкам выдают мужские трусы и кальсоны. Разница между равноправными мужчинами и женщинами в армии составляет 5 центов в день — именно эти копейки, выданные сверх ежедневных 5 (на первых порах) евро, полагаются на личные дамские нужды — лифчики, прокладки, кремы и т.д. Косметика запрещена, и волосы должны быть убраны в пучок. Мальчики стригутся — коротко, но не наголо.
Сколько длится срок службы? Однозначного ответа на этот вопрос нет: кто-то служит 6, кто-то 9, а кому повезет, то и все 12 месяцев. Никакой иронии: 12 месяцев — нечто вроде знака мужского качества, их служат самые толковые, подготовленные, самые физически развитые — финн с удовольствием похвастается в разговоре, что демобилизовался в высшем из возможных званий. Первые два месяца — что-то вроде нашего курса молодого бойца или «учебки»: к солдатам присматриваются. Если человек не выдерживает физических нагрузок, его отправляют служить на кухню, в прачечную и другие не столь утомительные места. Остальным все по полной программе, включая длительные учения в лесу с круглосуточным бдением, полевой кухней и ночевкой в общих палатках, рюкзаки, иной раз поболе малого девичьего веса, и т.д. Особенно трудно на первых порах, и прежде всего психологически: воспитанный с ощущением глубокой внутренней свободы финн внезапно осознает себя пешкой, которой может приказать любой старший по званию. Правда, особенной дедовщины в финской армии не наблюдается, понятно почему — народ делом занят. Каждый солдат должен знать свой маневр, а отрабатывают эти маневры долго и тщательно. Но без экстремизма со стороны офицеров: муштра, согласно специальному приказу министра обороны, не допускается! Конфликтов по поводу еды тоже нет: как отобрать у салаги масло или сахар, если все это лежит горой в порционных упаковках по типу шведского стола и можно брать, сколько в тебя влезет? А на особо ретивых с дурным характером есть управа — свободный и независимый суд. До него еще ни разу не доходило — никаких громких дел за финской армией не числится. Впрочем, рассказывать о том, как живут финские солдаты, вообще не следовало бы — из чистого человеколюбия. Особо изощренным издевательством выглядит решение минобороны Финляндии об увеличении доли овощей и обезжиренных продуктов в рационе и о контроле над весом солдат — толстенькие там они, видите ли, как бы диабетом не захворали, тревожится правительство.
Страшно сказать, один раз Соня целых четыре выходных не была дома — так сложилась служба. Иногда удавалось навестить маму каждую неделю. Для тех, кому выдана увольнительная, заказывают автобусы, проверяют, есть ли у них деньги, документы и ключи от дома. Иные добираются домой электричкой, и пятничным вечером в кассах маленьких железнодорожных станций змеятся очереди защитного цвета. Мама с папой могут и не ждать пятницы и приехать в часть сами, тогда встречу назначают в гарнизонном кафе или музее. В том же кафе после ужина, которым кормят в 17.00, можно добавить — булочку, кофе. А хотите — заказывайте пиццу с «гражданки».
Если выдался свободный час, можно покачаться в спортзале или поплавать в бассейне. Есть и библиотека, своих книг в казарме держать нельзя, но солдаты ухитряются — прячут в шкафу под свитерами. Шкаф должен быть заперт, и ключа у офицера нет, но иной раз проверяют, тогда вежливо просят открыть. Да, забыли: женское присутствие облагородило быт солдат — там, где служат девушки, в казармах переоборудовали душевые и туалеты, сделали отдельные кабинки.
Службой в армии Соня осталась довольна. Научилась стрелять, водить разные армейские машины, ни разу не отдала пацанам свой рюкзак — справлялась сама. И ботинки в конце концов заменила на те, что впору. Потом она меняла их часто, даже если просто было лень почистить. Свои месяцы Софья дослуживала санитаром в госпитале — сегодня смеется, что в тепле и обжорстве.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»