Сюжеты · Общество

Москва постановлениям не верит

Исторический центр города заполнен рекламой — хотя уже несколько месяцев ее там быть не должно

00:00, 13.02.2009
Два молодых жителя столицы, наши постоянные читатели Игорь Сайфуллин и Александр Васев, провели «общественный антирекламный рейд» по центру Москвы. Предыстория такова. Господа Сайфуллин и Васев, прогуливаясь январским вечером по центру...
Два молодых жителя столицы, наши постоянные читатели Игорь Сайфуллин и Александр Васев, провели «общественный антирекламный рейд» по центру Москвы.
Предыстория такова. Господа Сайфуллин и Васев, прогуливаясь январским вечером по центру Москвы, заметили интересную особенность: на улицах маловато свободного от рекламы места. Фасады старых зданий, стены домов — все покрыто лозунгами, выкриками и призывами разного калибра и жанра. Исторические памятники, уникальные виды закрыты от глаз москвичей и туристов громадными щитами. Господа Сайфуллин и Васев — хорошо информированные молодые люди, которые помнят, что еще летом в новостях прошли сообщения о том, что исторический центр Москвы будет очищен от рекламы. И решение это — окончательное и бесповоротное. Они тогда еще очень обрадовались такому решению.
Но вот господа Сайфуллин и Васев, после долгого перерыва, снова оказались в центре — и поняли, что рано радовались.
Осознав эту невеселую новость, они провели свое небольшое исследование. Порылись в Интернете и нашли Постановление правительства Москвы от 22.07.2008 №584-ПП «О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы». «Постановление не сошлось с действительностью», — говорит Сайфуллин.
Молодые люди решили провести «общественный антирекламный рейд» по центру города, а чтобы зафиксировать факт его проведения, обратились в «Новую».
Днем 29 января я встретился с молодыми людьми на пересечении Моховой и Большой Никитской. Втроем мы, по лютому холоду, прошлись по центру города.
Ребята тщательно вносили все увиденные рекламные носители и адреса их расположения в блокнотик. Пилоны, щитки, рамки, заклеенные плакатами продовольственные киоски и таксофоны. Особенное внимание молодые люди обращали на носители, которые перекрывают вид на Кремль и исторические здания. Прямо перед зданием Московской консерватории висит перетяжка; на углу с Хлыновским переулком, рядом со зданием XVIII века, — вывески турагентств.
Мы подмечали самодельные красные рамы, громоздкие вывески и кронштейны, вмонтированные в стены зданий. Рядом со зданием ИТАР-ТАСС совсем недавно установили огромный монитор, который закрывает треть здания. С Большой Никитской мы свернули на Никитский бульвар и отправились к площади Арбатские Ворота. На некоторых зданиях из окон торчат самодельные рекламные плакаты; Никитский бульвар у выхода к площади Арбатских Ворот заставлен щитами со сменяющейся рекламой, отвлекающей водителей на сложной транспортной развязке. При взгляде с площади эти щиты закрывают вид на здание ресторана «Прага» и церковь Симеона Столпника (памятник архитектуры XVII века).
От станции метро «Арбатская» мы отправились к «Библиотеке имени Ленина» по Воздвиженке. На углу со Староваганьковским переулком два указателя на кафе и тумба закрывают фасад главного дома городской усадьбы Талызиных (памятник архитектуры XVIII века). Буквально вся Воздвиженка завешана коммерческими перетяжками. Храм Христа Спасителя, если смотреть на него с угла Воздвиженки и Моховой, окружен щитами, тумбой, плакатами. Только купола с трудом видно. На крыше здания книгохранилища Российской государственной библиотеки установлен рекламный логотип.
Уже изрядно замерзшие мы добрались до площади Боровицких ворот. Перед фасадом знаменитого Пашкова дома на тротуаре установлен рекламный щит, этот же щит перекрывает панораму Московского Кремля от Пашкова дома. По южному периметру площади установлены восемь рекламных щитов.
Наконец мы добрались до станции метро «Кропоткинская». Там, неподалеку от пересечения Волхонки с Гоголевским бульваром, в землю забетонированы 10 рекламных билбордов, стоя за которыми, никогда не догадаешься, что через дорогу — храм Христа Спасителя.
У метро мы с ребятами распрощались. Короткий рейд принес море информации. Молодые люди сказали, что составят детальный список с адресами всех найденных рекламных носителей и напишут заявление начальнику межрайонного отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД ЦАО г. Москвы.
На следующий день, 30 января, я проделал этот маршрут еще раз, но уже с фотографом, чтобы увековечить увиденное. Удивительное дело! Когда ходишь по городу и не думаешь о рекламе, ее вроде как и не замечаешь (настолько привык). А тут, после посещения нескольких улиц, собрался список из 207 позиций.
«Новая газета» разослала в некоторые инстанции просьбы прокомментировать такое обилие рекламы в центре города.
Господа Сайфуллин и Васин, как и обещали, написали заявление (см. «под текст»). И отправили. Ждут ответа.
«Новая» будет следить за развитием событий.
Под текст
Заявление
Начальнику межрайонного отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД ЦАО г. Москвы
Мы, жители г. Москвы, хотим обратить Ваше внимание на недостаточно эффективное, на наш взгляд, выполнение решений городских властей о создании единого художественного облика центра Москвы и выведении из охранной зоны Московского Кремля рекламных конструкций, искажающих исторические виды города и затрудняющих осмотр архитектурных памятников.
29 января с.г. мы по собственной инициативе обошли ряд улиц и площадей исторического центра Москвы, входящих в охранную зону Московского Кремля, фиксируя находящиеся на них рекламные конструкции, плакаты, щиты, надписи и т.п. По результатам нашего общественного рейда приходится констатировать, что, несмотря на известные нам из публикаций СМИ многочисленные решения городских властей о выводе рекламных конструкций из исторического центра города (в частности, Постановление правительства Москвы от 22.07.2008 №584-ПП «О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы»), на улицах и площадях (Моховая, Б.Никитская, Воздвиженка, Волхонка, пл. Арбатские Ворота) имеются многочисленные рекламные конструкции, как перекрывающие виды на Московский Кремль, так и заслоняющие архитектурные памятники Москвы (список прилагается). Также нами обнаружены рекламные носители, имеющие признаки незаконной установки (щиты и таблички, прикрепленные к стенам зданий, стволам деревьев, явно самодельные перетяжки на фасадах зданий).
Просим Вас проверить законность установки и сохранения на нынешних местах указанных в Приложении объектов наружной рекламы.
Приложение: на 5 листах.