«Нужно через средства массовой информации, действительно, разъяснить людям их возможности и права по использованию материнского капитала, чтобы граждане понимали, как это функционирует, в какие сроки это можно сделать, что для этого нужно...
«Нужно через средства массовой информации, действительно, разъяснить людям их возможности и права по использованию материнского капитала, чтобы граждане понимали, как это функционирует, в какие сроки это можно сделать, что для этого нужно предпринять».В.В. Путин, на заседании президиума правительства 27.01.2009
С 1 января вступили в силу поправки к Закону о материнском капитале: теперь сертификатом можно расплатиться за ипотечный кредит, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Однако уже в первые дни выяснилось, что на деле воспользоваться законом почти невозможно, так как авторы не учли очевидные для рядовых заемщиков вещи. Правительство издает постановления, исправляющие недочеты. Родители следят за теленовостями и ежедневно звонят в местные управления Пенсионного фонда с просьбой уточнить список необходимых документов.
О том, сколько времени и сил уходит у родителей, решившихся использовать материнский капитал, — показательный репортаж из Саратова.
Не хватает на колготки
О щедром предложении правительства моя подруга Юля, мама двоих детей, узнала из теленовостей. Смотрела и удивлялась: «Неужели есть такие люди, которые с двумя детьми берут еще и ипотеку? Для этого надо быть или олигархом, или сумасшедшим». На мой вопрос о доступности покупки жилья Юля отвечает: «А ты знаешь, сколько стоят детские колготки?». Хлопчатобумажные колготки на годовалую Варвару стоят 75 рублей, теплые зимние — 150. Носки на одиннадцатилетнего Георгия — минимум 35 рублей. Судя по количеству чулочно-носочных изделий, под потолком кухни у Юлии висит целый капитал.
По подсчетам подруги, расходы на содержание двух детей приблизительно равны среднему ипотечному взносу. За неделю только на подгузники и детское питание уходит почти 1,4 тысячи рублей. Еще столько же — на Гошу. «Плюс одежда, учебники, плата за школу, мобильник. А если диатез или грипп, можно просто застрелиться», — резюмирует Юля. До ухода в декрет она работала воспитательницей в детском саду. Получала 2800 рублей. Семья живет за счет заработков папы, машиниста тепловоза.
«Сначала я так легкомысленно отнеслась, подумаешь, кризис какой-то. А теперь поняла: на нас это не то что повлияло, а прямо по голове дало», — говорит Юля. Уволили свекровь, работавшую на химическом заводе. В магазине начали менять ценники: молоко, масло, творог, яйца подорожали на три—пять рублей. Импортные коробки с кашами — сразу на двенадцать. «О какой ипотеке можно говорить? Теперь понятно, какая у нас стабильность: раз — и нету!»
Оформлять материнский капитал Юля не торопилась: для этого ребенка нужно прописать в квартире, в результате плата за ЖКУ вырастет почти на тысячу рублей (сейчас за типовую «трешку» семья платит 2890 рублей). К тому же процедура, по ее словам, «внушает ужас».
Путь молодой мамы начинается с отделения милиции на улице Тархова. Дежурный в стеклянной будке говорит, что младенцами не занимается, и советует зайти в здание с черного хода — там квартирует некая контора. Какое отношение она имеет к МВД, неизвестно, но именно здесь обязан отметиться каждый новоприбывший на этот свет гражданин. Документ так и называется: «Листок прибытия». Точно таким же бланком, но под названием «Листок убытия» регулируется и обратный процесс непоправимого снятия гражданина с учета. Смысл «листка» остается загадочным и даже несколько мистическим: непонятно, что будет, если барышня за стойкой не согласует прибытие или убытие души населения. Тем не менее за бумажку надо заплатить 170 рублей. В очереди к барышне мы провели почти три часа. «Понарожавших» с коляской вперед, конечно, не пропускают. Находиться с младенцем в помещении, напичканном микробами, рискованно, поэтому мы посменно катаем Варю вокруг милиции.
В ТСЖ в этот день мы не успели: жильцов там принимают два раза в неделю. Папа Вари тем временем сгонял на другой конец города в Комсомольский поселок и взял в своем ЖКО справку о том, что девочка не прописана у него. Справка действует в течение десяти дней. Если ребенок, к примеру, заболеет и мама не уложится в этот срок, придется начинать все заново.
Заявление с просьбой зарегистрировать младенца по месту жительства следует подавать в присутствии всех членов семьи. Юля, Олег, Гоша, Варя плюс корреспондент — являемся к железной двери жилотдела без четверти восемь утра. Заперто. Выясняется неприятная деталь: начальник жилотдела будет сегодня с 11.00. Но настоящий удар ждет впереди: Юля вспомнила, что квартира оформлена на ее девичью фамилию. Клерк из ТСЖ объясняет, что сначала нужно подать заявление на внесение изменений в домовую книгу, затем заново собрать справки и только тогда приходить к паспортистке, которая работает не каждый день, но недели через две все-таки проставит штамп о регистрации.
Дальнейшие действия Юля даже боится представить. Она должна взять свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке с копиями и ехать в отделение миграционной службы на улице Ипподромной (это почти полчаса на автобусе и еще немного пешком), чтобы оформить вкладыш о гражданстве детей. Говорят, очередь в полуподвале занимают с пяти часов утра. С кем на это время оставить младшего ребенка и кто проводит в школу старшего, законодатели, видимо, не задумывались. «Придется искать блат», — мрачно заключает подруга. Затем нужно добраться в отделение Пенсионного фонда на улице Антонова. Через месяц ПФ пришлет счастливой родительнице приглашение, и она снова должна будет явиться за сертификатом на капитал.
«Дали бы эти 300 тысяч наличными, — мечтает Юля. Кивает на Варю, копошащуюся в манеже. — Как я ей объясню, что у меня нет денег на молоко, попьешь, мол, дочка, в следующем году, когда кризис пройдет». Гораздо больше виртуальных материнских денег Юлю интересует обыкновенное детское пособие. Сейчас она получает минималку — 3597 рублей 1 копейку. Через три месяца сумма уменьшится до 50 рублей в месяц. В прошлом году Юля радовалась: областная дума объявила, что с 1 января вводится новое пособие для матерей, воспитывающих ребенка в возрасте от полутора до трех лет, — 500 рублей в месяц. Но в связи с кризисом благотворительную меру отложили на 2010 год.
Первопроходцы
Наталью Зуеву в Пенсионном фонде называют «первопроходцем»: она одной из первых в области начала оформлять перечисление материнского капитала в счет ипотеки. Торжественный момент сдачи документов даже показали по местному телевидению. Правда, в телерепортаже не упомянули, что собранных бумаг оказалось недостаточно — Наташе еще бегать и бегать, а где взять, например, «копию финансового лицевого счета» и что это такое, не знают пока даже специалисты ПФ.
О том, каково это — каждый месяц оплачивать ипотечные проценты, Наталья говорит уже в прошедшем времени: материнский капитал позволит ей полностью погасить кредит. Она счастлива. Часто переспрашивает: «Может, мы не подходим для газеты? Ведь нам все время везет!».
Наташа с мужем с 1998 года жили на съемной квартире, там же родился старший сын. На собственное жилье рассчитывать не приходилось: оба — врачи, родители — пенсионеры, живут в сельской местности. Наталья пыталась встать в жилищную очередь — обычную и льготную, для бюджетников, но не получилось.
Однажды коллега по работе рассказала Наташе о социальной ипотеке: ее участникам областной бюджет компенсирует 50% расходов на оплату процентов по кредиту. Наташа отправилась в министерство строительства. «Прием велся три раза в неделю. Очередь была очень длинная. Я отстояла два или три часа, чтобы попасть на консультацию». Чиновники решили, что Зуевы имеют право на государственную поддержку (по современным требованиям они бы в программу не попали: с прошлого года семьям, которые уже имеют хоть какое-нибудь жилье, бюджетная компенсация не полагается). Наталья в течение месяца собирала документы. Оказалось, зря: молодая мама была прописана не по адресу проживания, и семье отказали.
Зуева перерегистрировалась и снова пошла по инстанциям. Получила богатый опыт сравнения очередей в различных конторах. По ее впечатлениям, дольше всего нужно стоять в Регистрационной палате. Наташа уже была беременна вторым ребенком, летняя жара добавляла остроты ощущений. Старшего сына на время этого «великого похода» пришлось отправить к бабушке в Тамбовскую область.
Осенью 2006-го Зуевы въехали в собственную «двушку».
О том, что правительство распечатало материнские капиталы, узнали за новогодним столом. «Мы даже подняли по бокалу шампанского за «освобождение», — рассказывает Наталья. — Правда, десять раз об этом пожалели, когда началась волокита».
Наташа начала звонить в Пенсионный фонд 5 января — вдруг там вышли на работу? Трубку взяли 11-го. Милая женщина призналась, что сама еще не разобралась в новом законе, но все-таки продиктовала список необходимых документов: паспорт, свидетельства о рождении детей, сертификат о материнском капитале, документы на квартиру, договор с банком. «Все казалось просто. Эти документы у меня уже были. Банковскую справку об остатке задолженности оформили за один день». Правда, Наталью смутило, что в справке указывается текущее состояние счета, а через три месяца (пока фонд будет рассматривать заявку и переводить деньги, а заемщик продолжит оплачивать проценты) сумма изменится. Объяснить этот казус никто пока не смог. 12 января Наталья сдала документы в ПФ (без очереди).
15 января ей позвонили из фонда и разочаровали: оказывается, использовать капитал можно, только если квартира оформлена в общую собственность всех членов семьи (в реальности жилье чаще всего регистрируют на того, кто брал кредит на покупку, это выгоднее с точки зрения налогообложения). 19-го вновь обнадежили: согласно новым поправкам, достаточно предоставить письменное обязательство переоформить жилплощадь на доли в течение шести месяцев после снятия обременения. Наташа недоумевает: «Понятно, что нужно учесть супруга и детей. Но при чем здесь «иные совместно проживающие члены семьи» — бабушки, тетушки, племянники и прочие? У многих заемщиков кредиты гораздо больше суммы материнского капитала, обременение с них снимут лет через 20—30 — сколько тогда будет этих «иных членов» и кто сможет отследить переоформление?». Обязательство нужно «засвидетельствовать в установленном законом порядке» — то есть предположительно заверить у нотариуса. Наталья пока не узнавала, работают ли нотариусы с подобными документами. «В Пенсионном фонде советуют подождать, может быть, в ближайшие дни из Москвы пришлют разъяснения. Как бы не возникли новые сюрпризы».
Кошкины слезки
В семье Андрея растут двое детей. Младший ребенок родился за два года до того, как за вклад в демографию стали награждать материнским капиталом. Впрочем, для Андрея это особого значения не имеет, потому что он работает в газовой отрасли. Ипотеку молодой папа взял без всяких социальных компенсаций. Присматривался к банкам с 2002 года. Оформил кредит в 2006-м, когда ставки снизились до приемлемых 15%. Купил «трешку», именно такую, какую хотел.
Говорит, что для семейного бюджета платежи по процентам «сильно ощутимы»: «Если бы не это, могли бы всей семьей два раза в год летать на море или на лыжах покататься». Несмотря на кризис, банк пока не повышал ставки. Хотя в договоре указано, что «в случае форс-мажорных обстоятельств» возможно увеличение до 30%. Что это за обстоятельства, не расшифровывается. Больше всего Андрея тревожит то, что из ипотеки ему не выбраться еще по крайней мере 12 лет — предсказать, сколько и каких форс-мажоров может за это время приключиться, невозможно.
Семья думала о третьем ребенке. Не решились из-за кредита. «У меня сумма долга больше этого капитала: мне бы два раза по столько и еще 100 тысяч сверху — была бы помощь. Коллеги, которые вступили в ипотеку год назад, из-за роста цен на жилье брали кредиты в два раза больше, чем у меня. Для них эти 299 тысяч — вообще капля в море», — говорит Андрей. По его мнению, тем семьям с детьми, которые только собираются взять жилищный кредит, капитал тоже не очень поможет, так как не покроет даже первоначальный 30-процентный взнос. «Ошибка в привязке к конкретной сумме, — полагает Андрей. — Если бы государство действительно хотело решить демографическую и жилищную проблемы, за каждого последующего ребенка семье списывали бы процент от реально имеющегося у нее кредита. Сейчас же правительство пытается потушить пожар кошкиными слезками».
Справка «Новой»
— По сведениям Саратовского областного ПФ, в 2007 г. выдано 3999 материнских сертификатов, в 2008 году — 8024 сертификата.
— По сведениям областного министерства строительства, за январь—октябрь 2008 г. было выдано 4,7 тысячи ипотечных кредитов — в два раза меньше, чем за тот же период 2007 г. Заключено около двух тысяч договоров по социальной ипотеке.
— В 2008 г. в Саратовской области документы на участие в социальной ипотеке сдали 1077 семей, в том числе 98 семей, имеющих сертификат на материнский капитал. В сентябре прошлого года «в связи с ограниченными возможностями областного бюджета» региональные депутаты значительно ужесточили требования к потенциальным участникам соципотеки. Если раньше претендовать на бюджетную поддержку могли все владельцы материнских сертификатов «независимо от жилищных условий», то теперь помощь предусмотрена только для тех, кто имеет меньше 14 квадратных метров на члена семьи или не менее пяти лет живет в коммуналке либо общежитии.
В результате введения этих ограничений доля «капиталистов» среди участников социальной ипотеки снизилась с 22 до 10%.
— По сведениям Саратовстата, в ноябре 2008 года средняя зарплата по предприятиям области составляла 12,6 тысячи рублей.
— По сведениям риелторов, средняя цена квадратного метра в новостройке в спальном районе — 30 тысяч рублей, на вторичном рынке — 35 тысяч рублей.
Расходы мамы на содержание двух детей
На ребенка в возрасте полутора лет:
— упаковка подгузников — 230—250 рублей (в сутки требуется минимум две штуки);— детское молоко в пачках — 30 рублей литр (хватает на один день);— мясо, свиная вырезка — 350 рублей килограмм (требуется около 700 граммов в неделю);— упаковка брокколи — 40 рублей (хватает на неделю);— пачка каши—75—82 рубля (хватает на неделю);— сливочное масло — 38 рублей пачка (хватает на две недели);— картошка — 20 рублей килограмм (хватает на неделю);— детский сок — 20 рублей бутылочка (ежедневно);— детский творог — 24 рубля пачка (в день требуется две упаковки);— фруктовое пюре — от 20 рублей банка (ежедневно);— батон — 11 рублей (в день требуется четвертинка);— колготки — 75 рублей легкие, 150 рублей теплые;— кофта — 75—80 рублей хлопчатобумажная, 120 рублей теплая;— вязаный костюм — 500 рублей;— зимний комбинезон — от 2800 до 4500 рублей;— сапоги — от 250 рублей;— шапка — 450 рублей;— один случай заболевания диатезом — 466 рублей (мазь, капли, жаропонижающее);— один случай заболевания гриппом — 630 рублей (свечи, аэрозоль, витамины).
На ребенка в возрасте 11 лет:
— плата за школу — 300 рублей в месяц (на ремонт, охрану, уборщицу, в попечительский совет);— питание в школе — 12 рублей в день;— учебники — 1800 рублей (комплект из семи книг для 5-го класса);— расходы на мобильную связь — 50 рублей в неделю;— зимняя куртка — 1980 рублей;— ботинки — 1600 рублей;— джинсы — 850 рублей;— джемпер —500 рублей;— белая рубашка — от 150 до 300 рублей;— носки — от 35 рублей за пару.
Доходы мамы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком:
— ежемесячное пособие, исчисленное исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев (на второго и последующих детей) — от 3597 рублей (минимальный размер) до 7194 рублей (максимальный размер);— ежемесячное пособие на ребенка (только для малоимущих) — 249 рублей.
Комментарии
«Закон пишут те люди, которые по земле не ходят»
Ольга Иванова,заместитель начальника управления ПФ по Октябрьскому району Саратова:
— На личный прием по поводу использования материнского сертификата для оплаты ипотеки к нам пока никто не приходил. С начала года было 29 обращений по телефону. Женщины интересуются, какой пакет документов нужно подготовить. В основном разъясняем, что, согласно постановлению правительства №20 от 13 января, воспользоваться новой мерой поддержки можно, даже если кредит выдан папе, а в случае если договор купли-продажи оформлен только на одного из родителей, достаточно предоставить заверенное обязательство впоследствии разделить квартиру на долевую собственность.
Не очень много семей с двумя и более детьми участвуют в ипотеке: за два года в нашем районе выдано больше тысячи сертификатов, а сколько женщин сейчас обратились к нам с этим вопросом? Пока меньше трех процентов.
Дмитрий Федотов,министр строительства и ЖКХ Саратовской области:
— В нашем регионе случаи невозврата ипотечных кредитов единичны. Думаю, мы и в будущем избежим роста дефолтов. Государством принято решение увеличить долю присутствия на рынке АИЖК. Его уставной капитал увеличен на 60 млрд рублей, в течение года будут направлены еще 200 млрд. Вырос и уставной капитал регионального оператора. Сейчас банки вновь начинают проявлять интерес к ипотечной сфере. Но мы не стали ждать, пока их программы достигнут прежних объемов, и решили, что саратовская «Ипотечная корпорация» сама будет выдавать займы с последующим рефинансированием.
Леонид Писной,депутат Саратовской областной думы:
— Ипотека изначально не рассчитана на то, чтобы человек с пустым карманом купил квартиру. Представим ситуацию: семья с ребенком уже где-то живет, рожает второго и хочет жить лучше. Материнский капитал в этом помогает: за 300 тысяч можно купить 12—14 квадратных метров. Продал свою однокомнатную, добавил сертификат — купил «двушку». Продал свою двухкомнатную плюс сертификат — получил «трешку».
Хотя некоторые сложности в реализации уже просматриваются, ведь закон пишут те люди, которые по земле не ходят. Не предусмотрено возможности прямого погашения расходов при строительстве индивидуального дома своими силами: за материнский капитал ни цемента, ни кирпича не купишь. С такой проблемой ко мне обратилась молодая семья, которая строит свой дом собственными руками. Чтобы получить возмещение по сертификату, они должны теперь заключить договор со строительной компанией, компания их же наймет в качестве подрядчиков, а затем перечислит им деньги из их же материнского капитала. Правда, при этом люди должны будут еще и заплатить налог.
В целом на ипотечном рынке ситуация очень сложная. Виноват не столько кризис, сколько психология людей: все замерли в ожидании снижения цены квадратного метра. Хотя никакого снижения не будет. Люди боятся остаться без работы и не расплатиться по кредиту, тем более что объявленные меры господдержки распространяются только на договоры, заключенные до 1 декабря 2008 года.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»