Сюжеты · Общество

СМС — за Сталина, народ — против

В Якутске прошел его двойник (на параде), а сам Сталин — не прошел: жители проголосовали против памятника тирану, скульпторы отказались ваять

Эльвира Горюхина , Обозреватель «Новой»
Она — внучка репрессированного. У нее есть дочь. И она не знает, как объяснить дочери, почему в Якутске, стоящем на костях людей, замученных в концлагерях, почему в Якутске, где тысячи жителей — потомки репрессированных, будет поставлен...
Она — внучка репрессированного. У нее есть дочь. И она не знает, как объяснить дочери, почему в Якутске, стоящем на костях людей, замученных в концлагерях, почему в Якутске, где тысячи жителей — потомки репрессированных, будет поставлен памятник палачу, убившему миллионы своих сограждан.
Она — это Мария Иванова, главный редактор «Якутска вечернего». Ей 35 лет. Она автор беспрецедентной масштабной журналистской акции, проведенной в Якутии: быть памятнику Сталину в Якутске или не быть?
Как вообще встал этот вопрос? В апреле 2008 года ветераны Великой Отечественной войны и тыла обратились в столичную мэрию с просьбой выделить землю под возведение монумента Сталину. Решение о памятнике принял Республиканский совет ветеранов. Начался сбор средств. Сомнений в том, что земля будет определена, у ветеранов не возникало. Вот тогда-то «Якутск вечерний» вмешался в процесс. Каким образом? Редакция предложила администрации города провести референдум: быть или не быть памятнику Сталину в Якутске?
Мэр столицы Ю. Заболев (запомним его фамилию) пообещал автору проекта прислушаться к мнению горожан и принять то решение, на котором будет настаивать большинство.
Все организационные и финансовые вопросы газета взяла на себя. В течение трех месяцев газета принимала голоса «за» и «против». (Каждый участник должен был назвать свое имя и контактные телефоны.)
Все голоса проверялись, чтобы исключить фальсификации. Голоса принимались в виде писем, звонков, обращений на электронном форуме газеты. «Город отнесся к акции более чем серьезно», — говорит Мария Иванова. Были созданы общественные инициативные группы, собиравшие подписи на улицах и по организациям города. Исследовательская группа из числа студентов 3-го курса факультета журналистики Якутского государственного университета с утра и до вечера обзванивала участников референдума, уточняя сведения.
Главный редактор выступила с обращением к читателям. Как противник установления памятника. Но она дала слово, что газетные площади будут предоставлены и сторонникам монумента. Все было сделано для того, чтобы голосование прошло честно и открыто.
Временами процесс референдума напоминал политический детектив, поскольку предсказать результат было невозможно.
Автор проекта хорошо понимала, в каких исторических условиях проходит референдум.
«В России в очередной раз пытаются перекроить историю, — пишет Мария Иванова. — В стране осуществляется скрытая реабилитация Сталина. Одним из первых был сооружен памятник Сталину в Мирном».
А в самом Якутске прошел парад Победы, во главе которого шел двойник Иосифа Виссарионовича.
Тем временем председатель Совета ветеранов Будимир Слепцев отбыл в Среднеколымск. Его заместитель Валентина Павлова выезжает в Амге. Рассматриваются два варианта: заказать новый памятник либо выпросить старый в Москве или Питере.
Оценить размах референдума невозможно без тех базовых установок, которые были определены газетой. Прочитайте два обращения к читателям.
«Мы не привыкли к мысли, что от нас действительно что-то зависит. Нас так часто просили высказать свое мнение на различных выборах и так часто засовывали это наше мнение после выборов в.., что мы уже просто не верим никаким голосованиям. Похоже, что это неверие и нежелание лишний раз что-то сделать, нам сейчас и аукнется».
«Якутск, где 250 тысяч населения, решает не просто судьбу памятника. Мы даем оценку жизни и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина. Герой, которому надо ставить памятник, или палач, убивший миллионы. И если у нас будет этот памятник, не надо потом отмахиваться: а я не голосовал, так что с меня взятки гладки. Этот памятник будет стоять с вашего молчаливого согласия».
Итак, вопрос о памятнике — это вопрос об отношении к истории. Более того, автор проекта подчеркивает, что голосование скажется прежде всего на истории города Якутска. «Это не большая политика. Это больше. Это наша персональная ответственность. И не надо в будущем говорить, что все решили за нас. Тут решаете вы».
Газета тем временем предоставляет свою площадку для высказываний сторонников «за» и «против». Здесь пространное суждение за памятник ветерана Великой Отечественной войны, оставившего свое имя на стенах Рейхстага, ветерана Сибирского отделения РАН Феодосия Донского.
«За» выступает профессор ботаники Гавриил Уваров.
Другой участник войны — народный артист России Валентин Антонов, игравший в свое время на сцене Сталина, выступает против. «В таком случае и Берии надо поставить памятник. Рядом». Епископ Якутский и Японский владыка Зосима считает, что с памятником надо повременить. Памятник должен объединить людей. Будучи воздвигнутым, он может в последующем вызвать ненависть и агрессию.
Газета задает вопрос якутским скульпторам: «А вы бы сделали памятник Сталину?»
Если да, то каким бы его изобразили? Скульпторы задумываются и… отказываются. «Сложно что-то придумать. Здесь экспромт неуместен». (Скульптор Афанасий Романов.) «А как прикажете изобразить равнодушие, от которого вообще все пороки и беды случаются на земле?» (Скульптор Эдуард Пахомов. Он автор памятника Сталину, установленному в Мирном.) Как же случилось, что именно Пахомов согласился на авторство. Говорят, что исключительно из уважения к старикам. Так и изобразил Сталина в знаменитом кителе. Победитель фашизма.
Пахомову резко возражает скульптор Федоров: «Нар-о-од наш фашизм победил, а не Сталин. Памятник — от слова «память». Выходит, установив его, мы будем памятовать о сталинизме, тьфу, о фашизме».
Газета печатает обращение читателей к соотечественникам.
Цель таких обращений: понять, какое общество мы собой представляем? Если зрелое и цивилизованное, то не должны действия одних людей ущемлять права других.
Если идея памятника — инициатива круга частных лиц, то вполне можно поставить памятник у кого-то в огороде. «Соберите свои деньги — и счастье вам», — пишет читатель.
Газета печатает конкретные вопросы читателей мэру Юрию Заболеву.
Труд газетчиков вызывает восхищение — столь многоаспектной оказалась акция.
И вот однажды, когда газета уже готовила отчет по прошедшей акции администрации города (56,2% проголосовавших против установления памятника Сталину), в редакцию вошли двое. «А где тут голоса по памятнику Сталину принимают?» — спросили они. Им укоризненно сказали: «Опаздываете». И все-таки голоса приняли в последнюю минуту. Мужчины достали из портфеля папку и сообщили: 616 голосов «за».
Редакция могла эти голоса не принять. Опоздание налицо. Принять без проверки тоже нельзя. Было решено голоса принять и продлить референдум.
И вот тогда-то в «Якутске вечернем» за шестое июля 2008 года появилась статья с заголовком «Сторонники установки памятника побеждают».
Снова обращение к читателям: «Хотите повлиять на решение? Может быть, именно ваш голос окажется решающим». Честность и апелляция к персональной ответственности граждан — вот вектор, по которому пошла газета.
В Якутске создается инициативная группа, которая собирает только голоса «за». В нее входят первый и второй секретари Якутской республиканской организации «Комсомол Якутии». (Айаан Васильев и Дмитрий Шаригеев.) Первая акция по сбору голосов состоялась во время парада Победы 9 Мая. Она дала старт последующим акциям. Об этом газета сообщила своим читателям, подчеркнув, что голоса «против» инициативной группой в расчет не берутся.
13 июня 2008 года газета извещает читателей, что около 10% голосов «против» признаны фальшивыми.
Одновременно газета сообщает, что Союз журналистов, «Мемориал», журнал «Имена» ставят вопрос об установлении памятника жертвам сталинских репрессий. И это не в пику ветеранам войны и труда. Вопрос долгие годы оставался открытым.
Газета печатает расстрельные документы, подписанные Ежовым. 363 расстрельных списка, подписанных лично Сталиным.
Вспоминают свои тяжкие годы дети и внуки репрессированных. На территории Якутии было 105 лагерей.
«Памятника Сталину в Якутске не будет», — сообщает «Якутск вечерний». 74,9% проголосовавших «против». В голосовании приняли участие 8483 человека. Все анкеты и подсчеты переданы лично мэру Якутска.
Вердикт Юрия Заболеева:
— На все воля народа. Значит, так тому и быть.
Проведя трехмесячный марафон, газета делает вывод: город разделился на два лагеря, но не враждующих, а рассуждающих и неравнодушных. Письма и звонки приходили из отдаленных улусов и даже из-за пределов республики. Гражданское сознание пробуждалось по ходу акции. Именно в последние дни активность читателей зашкаливала.
Мощная акция газеты «Якутск вечерний» проходила одновременно с другим голосованием — общероссийского формата — по выбору популярного деятеля, оставившего яркий след в истории России.
Следует отметить, что акция в Якутске началась задолго до действа на втором канале.
Да, отмечает газета, публика массово голосовала за человека, который, несмотря на все его злодеяния, плотно ассоциируется с твердой рукой и наведением порядка. А еще — с эхом побед прошлого и тем величием страны, перед которым трепетал весь мир. И все-таки в Якутске Сталин проиграл. Об этом сообщила газета 18 июля 2008 года.
Кардинальное отличие якутской акции от всероссийской заключается в том, что у читателей была возможность по ходу дискуссии понять мотивацию тех, кто голосовал «за». Мы как-то однозначно решили, что, если Сталин вышел в финал «Имя Россия», это означает возврат к его культу.
Ход якутской акции вскрыл достаточно амбивалентную установку тех, кто голосовал «за».
Среди них оказались ярые и принципиальные антисталинисты. Голосованием «за» люди нередко выражали свое отношение к нынешней власти. «За 56 лет жизни я не видел власти более гнусной, лицемерной, воровской, раболепствующей», — пишет рабочий Анатолий Хромых. В отдельных высказываниях сторонников памятника нет-нет да и промелькнет воспоминание о квартирах, которые люди получали, об образовании, которое было бесплатным.
Эти люди так и остались антисталинистами. Их «за» — это «нет» сегодняшней власти. Это род послания, в котором так причудливо сплелись миф о вожде, жажда справедливости и абсолютное неприятие того хода вещей, который определяет сущность сегодняшнего бытия.
P.S. Акция якутских журналистов была представлена на конкурс им. Андрея Сахарова «Журналистика как поступок» и удостоена специального диплома.