Журналист выкрикнул неприятные слова в лицо президенту. Его подхватили под белы рученьки и вывели из зала. Второй журналист двумя днями позднее кинул в президента ботинком. Потом другим. Его скрутили и вывели из зала. Второй смог бы...
Журналист выкрикнул неприятные слова в лицо президенту. Его подхватили под белы рученьки и вывели из зала. Второй журналист двумя днями позднее кинул в президента ботинком. Потом другим. Его скрутили и вывели из зала. Второй смог бы увидеть себя на всех телеканалах России — если бы захотел. А первый увидел — только на «Пятом». Второй — Мунтадар аль-Заиди. Он выразил свое отношение к Джорджу Бушу на его пресс-конференции в Ираке. Первого зовут Роман Доброхотов. Он оппонировал Дмитрию Медведеву на конференции, посвященной Конституции, в Москве...
Канал Рен ТВ лишь упомянул об инциденте, не показав при этом Романа. НТВ был чуть более открыт — показали, как его выводят из зала, но его претензии вольно пересказали («несогласный с поправками...»), а не дали услышать вживую. Первый и «Россия» и вовсе сделали вид, что ничего такого не было. А круглосуточный новостной канал «Вести» преподал еще один урок — наглядное подтверждение прописной для телевизионщиков истины: даже прямой эфир не гарантирует свободы слова. Режиссеры «Вестей», выводившие эту конференцию в прямой эфир, умудрились не заметить Доброхотова. Камера концентрировалась на президенте. И когда она вдруг показала удивленное лицо Медведева, на секунду даже прервавшего выступление, было решительно непонятно, отчего это произошло. Совершенно невозможно было понять и то, почему лица слушателей Медведева, которых зацепила камера, так растеряны. И почему (и к кому) президент обращается с просьбой кого-то не выводить и говорит слова об «уважении к позиции»...
Ответы на все эти вопросы были даны в небольшом сюжете «Пятого канала», показавшего, как Роман Доброхотов выкрикнул: «Позор поправкам!», потом: «Что вы его слушаете? Он нарушил все права и свободы человека!»; а в момент, когда ФСО стала выводить его из зала, прикрывая ему рот рукой: «Конституцию нарушил!.. В стране — цензура, выборов нету, а он Конституцию...».
И все это произошло в эфире канала, который контролируется другом Владимира Путина Юрием Ковальчуком. На канале, который так агрессивно выходил на телерынок и получал федеральное вещание (см. справку) — при помощи очевидного административного ресурса. На канале, потенциальная аудитория которого, как заявляется им самим, может составить 100 миллионов человек...
«Пятый» сейчас настолько отличается от других, что фраза «федеральные телеканалы о кризисе не говорят» в последнее время не более чем натяжка, а утверждение о том, что на экране нет дискуссий и прямого эфира, стало лживым. У него вообще необычная сетка. Здесь отказались от сериалов в пользу документального кино: домохозяек потчуют не «мылом», а рассказами о других странах. Здесь честные новости (более честные, чем на других каналах, если честность вообще может измеряться в категориях «более» или «менее»). Вместо героев полусвета — приличные люди у интеллигентного интервьюера Андрея Урганта. Вместо попсы — фильмы о русском роке, «Битлз» или концерт Юрия Шевчука. Здесь зрителей по утрам будит Андрей Норкин, для которого возможность работать появилась только в связи с переездом в Петербург.
В наши недискуссионные времена все же есть люди, которые решаются и на прямой эфир, и на интерактивное общение со зрителями, и на приглашение в эфир тех, кому давно закрыт доступ на другие каналы. Возможно, это будет воспринято как малохудожественный стук, но я вам назову имя героини — Ника Стрижак. Почти три недели эта барышня рассуждает в эфире о кризисе. Так, как будто она не видит других каналов, признавших кризис только вслед за премьером и президентом.
Я не могу припомнить, чтобы в эфире главных каналов страны комментатором был Михаил Хазин, имя которого можно нередко встретить в печати. А у Ники Стрижак я вижу господина Хазина, который говорит, что «инфляция у нас не 12%, а за 30% — уж точно» и что российский экономический кризис ничего общего по механике с кризисом на Западе не имеет.
Я не знаю другой такой программы на телевидении, которая обозначит тему дня так: «Страна бедных». Программы, где будут говорить, что за чертой бедности сегодня — третья часть россиян. Не вижу я программы, где бы еще признали, что 65% граждан живут ниже прожиточного уровня. Где бы эксперты называли его «прожиточным уровнем бомжа» и сравнивали его с европейским (64 евро в месяц против 1100 евро). И где, распаляясь от этой дискуссии, член Общественной палаты (Александра Очирова) могла бы выкрикнуть: «Стандарты должны вырабатываться обществом, а не каким-то чиновником в дурдоме!».
А потом еще Стрижак позовет в студию редактора журнала «Наши деньги» Бориса Федорова, депутата Игоря Игошина и двух однофамильцев президента — Георгия (вице-президент Ассоциации региональных банков) и Павла (депутат) Медведевых. Думаю, она бы справилась и с более высокопоставленным Медведевым, но он пока в «Открытую студию» не приходит. И все эти гости в течение часа обсуждают, что делать гражданину, если он — банкрот. И все это — для того чтобы, как признается ведущая, «напугать зрителя в эфире». Она уверена, что напуганные зрители — лучше, чем запуганные банками вкладчики.
А еще в ее эфире я вижу Сергея Митрохина. Про которого уж точно известно, что звать его в эфир нельзя. А он мало того что появляется в кадре, так еще и обсуждает (страшно даже подумать!) изменение Конституции!
Удивительно, как Нике Стрижак и команде «Пятого» это все удается. Возможно, они попросту не желают знать, что так сегодня — нельзя. Тогда я аплодирую их нежеланию. Или дело не в этом?
Из истории создания федерального канала
«Пятый канал» входит в «Национальную Медиа Группу», контролирующуюся другом Владимира Путина Юрием Ковальчуком (через банк «Россия»). Другими акционерами группы являются «Сургутнефтегаз», «Северсталь» и группа «СОГАЗ». Помимо «Пятого» в состав «Национальной Медиа Группы» входят пакеты акций канала Рен ТВ, газеты «Известия» и ИД «Ньюс Медиа» (издает «Твой день» и «Жизнь за всю неделю»).
В 2005 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко публично пообещала телерадиокомпании «Петербург» («Пятому каналу»), что она получит федеральное вещание.
В январе 2006 года в Москве прошел конкурс Федеральной конкурсной комиссии по теле- и радиовещанию, на который был выставлен пул из более чем 40 телевизионных частот сразу (в разных городах России). Такого количества частот, которые сразу бы достались одному победителю (а это был именно «Пятый канал»), не было никогда прежде и никогда после этого конкурса. Крайне нетрадиционным было и то, что претенденты на эти частоты должны были предложить концепцию «канала российских регионов», и это была формулировка, которая в точности совпадала с заявленной концепцией «Пятого канала». У наблюдателей не было никаких сомнений в том, что конкурс проводился исключительно для «Пятого».
Еще более неприличным выглядел второй конкурс, на котором снова победил «Пятый канал» — в ноябре 2006-го. Тогда выставлялся пул из 29 частот, и «Пятый» выиграл конкурс на безальтернативной основе — никто с ним конкурировать больше не решился.
В ноябре 2007-го Владимир Путин своим указом придал каналу статус федерального. Это позволяет каналу, как и Первому, «России» и НТВ, получать бюджетные дотации.
В феврале 2008-го стало известно о создании Общественного совета при «Национальной Медиа Группе». В него помимо гимнастки Алины Кабаевой (глава совета) вошли социолог Даниил Дондурей (заместитель Кабаевой), Андрон Кончаловский, Андрей Макаревич, Денис Мацуев, Юрий Поляков и др. При подготовке этого материала «Новая» выяснила, что впервые перед Общественным советом руководство канала должно отчитаться на днях — в 20-х числах декабря этого года.
В октябре 2008-го исполнилось два года федеральному вещанию «Пятого». По данным самого канала, потенциальная аудитория составляет 100 миллионов человек, а к началу года ожидается ее увеличение до 110 миллионов.
После объявления о сокращении 15% сотрудников в связи с финансовым кризисом (около 300 человек) канал также объявил об отказе от концепции «канала российских регионов». О том, что именно благодаря этой формулировке канал выиграл крупные пулы частот дважды, мало кто вспомнил.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»