Сюжеты · Культура

Балет. Теперь банановый

Михайловский театр Санкт-Петербурга переживет нового директора, фруктового миллиардера Кехмана, а труппа — нет

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург
Артисты петербургского Михайловского театра 4 декабря пикетировали региональное представительство Первого канала. Сотрудники учреждения культуры, которым последние полтора года руководит фруктовый бизнесмен Владимир Кехман, протестовали...
Артисты петербургского Михайловского театра 4 декабря пикетировали региональное представительство Первого канала. Сотрудники учреждения культуры, которым последние полтора года руководит фруктовый бизнесмен Владимир Кехман, протестовали из-за того, что им «не дают высказаться в центральных СМИ». По словам артистов, сюжет о реальном положении дел в петербургском Малом театре оперы и балета, готовый и запланированный к показу на канале ОРТ, в передаче «Человек и закон», 20 ноября был неожиданно снят с эфира. Работники сцены считают, было распоряжение сверху. Поскольку именно в этом материале они пожаловались на Кехмана президенту России…
Почти полсотни (49) подписей поставили артисты Михайловского театра под письмом, отправленным в ноябре Дмитрию Медведеву и продублированном еще на ряд адресов. До сих пор о провалах, ошибках, нарушениях новоявленного театрального деятеля Кехмана и об инцидентах за кулисами танцоры и солисты сообщали почти шепотом, анонимно, под страхом изгнания. Впервые довольно большая часть как оперной, так и балетной труппы решилась открыто выступить против непрофессионала, который с мая 2007 года возглавляет театр. Владимир Кехман — успешный продавец бананов, миллиардер (по данным Forbes), однако в искусстве — судя по количеству громких скандалов и негативных отзывов — его карьера не сложилась.
«В 2007 году генеральным директором нашего театра был назначен Владимир Кехман, — пишут артисты, — владелец фирмы JFC, занимающейся импортом фруктов. Он представился как руководитель, который «оптимизирует» работу театра таким образом, что он «станет самоокупаемым» и артисты «наконец-то будут получать достойную зарплату» (Кехман бравировал: «За те деньги, которые вы получаете, у меня даже грузчики на базе не работают». — Н. П). К сожалению, плоды деятельности нового руководителя оказались не такими, как ожидалось».
Действительно, бананы бананами, а плоды на ниве искусства у Кехмана не взошли. Наоборот, совсем зачахли.
В письме говорится: за последние полтора года из-за бесконечных конфликтов с директором-коммерсантом театр покинули режиссеры Александр Сокуров и Михаил Дотлибов. Со скандалом ушли дирижеры: Александр Титов, Владимир Рылов, Андрей Аниханов, Ион Марин. Подал в отставку балетмейстер Георгий Ковтун. Уволилась художественный руководитель оперы Елена Образцова. Менее именитых творческих сотрудников — сокращенных или уволившихся при Кехмане — не счесть.
«Сегодня в Михайловском театре, — продолжают авторы письма, — нет художественного руководителя, главного дирижера, главного режиссера, заведующего оперной труппой — все они либо отстранены от работы, либо вынуждены были уйти сами». Но Кехмана это не пугает. На последнем собрании коллектива он объявил: «В театре нет никого, и это хорошо, потому что можно все начинать с нуля. Я лично буду этим заниматься, — предупредил подчиненных директор. — Пока я не создам свою систему, в театре никто не появится. Я сам буду заниматься всем: оркестром, концертмейстерами, режиссерами. Через полгода я буду знать ваше дело так же, как знаете его вы. Я сам разработаю уникальную систему. Мы будем ее внедрять. Все те, кто станут частью системы, останутся в театре. Но мы расстанемся с теми, кто частью системы не станет и не захочет ей помогать. Это жестокий процесс».
Жестокий процесс привел к результатам, о которых говорится в коллективном послании: «Из-за отсутствия профессионального руководства в театре постоянно меняются планы постановок и произошел срыв открытия 175-летнего юбилейного сезона. «Спартак» — единственная собственная постановка за год. Из репертуара исчезли почти все оперы (их было более 20, осталось 4). Две оперные премьеры — купленные спектакли 10—20-летней давности, перенесенные на петербургскую сцену итальянской постановочной группой, в которых заняты приглашенные солисты. Подавляющая часть труппы осталась без работы, гарантированной трудовым договором. Репертуарный театр, ранее дававший 280 спектаклей в год, фактически прекратил свое существование…
Терпсихору гонят из офиса
Все репетиционные помещения, принад-лежавшие опере, переоборудованы в офисы и кабинеты, которые заняты непомерно разросшейся администрацией, а оркестр, хор и солисты вынуждены репетировать в случайных помещениях вне театра, например в школьном спортивном зале! Сцена постоянно сдается в аренду, в том числе для проведения корпоративных мероприятий, когда партер превращается в ресторан…
На последнем собрании в октябре 2008 года стало известно: у театра образовался двадцатимиллионный долг!
«Владимир Кехман — студент-второкурсник платного отделения факультета театроведения Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и советник губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко по культуре — в настоящее время осуществляет единоличное руководство сценой, — подытоживают артисты. — Налицо его попытка уничтожить театр как таковой и использовать здание в центре города в виде прокатной площадки, а также в целях реализации собственных бизнес-проектов».
По сведениям «Новой», вручить это письмо лично президенту взялись депутаты Государственной думы. В петербургской общественной приемной одного из них в ноябре корреспонденты программы «Человек и закон» как раз и записывали интервью с артистами, когда снимали сюжет, так и не вышедший в эфир.
Выход не по сценарию
Первыми выступление артистов поддер-жали жители Петербурга. Им принадлежала идея провести пикет у регионального представительства Первого канала. Смольный акцию запретил. Но, вопреки воле властей, 4 декабря несколько десятков человек — обычные петербуржцы, профсоюзные деятели, представители общественных организаций и артисты — пришли на Невский проспект и передали руководству Первого канала в Петербурге открытое письмо.
«Мы понимаем, что не вправе требовать от вас показать репортаж о Михайловском театре, — подчеркивают авторы, — но поймите, если вы не будете открыто обсуждать острые проблемы, помогая найти правду и восстановить справедливость, за вас это будут делать другие…»
Петербургская дирекция Первого канала отказалась от комментариев. Однако «Новой» удалось получить ответ редакции программы «Человек и закон».
— Сюжет об артистах Михайловского театра готовится к выходу в эфир и будет показан в ближайшее время, — заверил автор материала, корреспондент программы Андрей Павлов.
Пока этого не произошло якобы лишь потому, что количество готовых сюжетов (не меньше 20) превышает эфирное время, рассчитанное на 3—4 репортажа.
Между тем, по имеющейся информации, многие московские адресаты уже получили «челобитную» из Петербурга. Как стало известно «Новой», дирекция сурово отреагировала на апелляцию подчиненных к высокопоставленным лицам, бросившись выяснять: кто ставил автограф под крамольным текстом? Никто не признался, но и подпись свою никто не отозвал.
— Письмо артистов — анонимка, оно появилось в результате чьей-то спланированной акции и не заслуживает внимания — так отбивалась от журналистов пресс-атташе Михайловского театра Наталья Кардаш. Сам Владимир Кехман уже несколько недель находится в Италии и для вопросов не доступен.
Прямая речь
Марина Дмитриевская,главный редактор «Петербургского театрального журнала», преподаватель Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства:
— Все происходящее в Михайловском театре — безобразная гримаса культурной политики Петербурга. О самоуверенности Кехмана, готовом заменить собою и дирижеров, и балетмейстеров, и артистов, в городе рассказывают черные анекдоты. По стечению обстоятельств студент Владимир Кехман значится в списке той группы «второго платного высшего образования», которую уже год театральной критике учу именно я и где занимаются проректоры вузов, директора крупных театров России и т.д. Кехмана я за этот год не видела ни разу. Но слышала, что его учат по сугубо индивидуальному плану. Результаты индивидуального обучения — налицо.
Марк Щеглов,ответственный секретарь Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга:
— После смены руководства Михай-ловского театра я ни разу там не был. Это принципиальная позиция. И если планируется телепередача о Кехмане, а потом вдруг она снимается с эфира — все понятно. Мягко говоря, все куплено. Кехман никак не может быть директором театра — это мое твердое мнение., ответственный секретарь Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга:
— После смены руководства Михайловского театра я ни разу там не был. Это принципиальная позиция. И если планируется телепередача о Кехмане, а потом вдруг она снимается с эфира — все понятно. Мягко говоря, все куплено. Кехман никак не может быть директором театра — это мое твердое мнение.