17 ноября в актовом зале Главного архивного управления города Москвы прошла однодневная конференция «Историческая и политическая проблема массового голода в СССР 30-х годов». Одновременно, также в однодневном формате, экспонировалась...
17 ноября в актовом зале Главного архивного управления города Москвы прошла однодневная конференция «Историческая и политическая проблема массового голода в СССР 30-х годов». Одновременно, также в однодневном формате, экспонировалась выставка «Голод в СССР. 1929—1934 гг. Новые документы». Свежерассекреченные документы представили Архив Президента Российской Федерации, Центральный архив ФСБ России, Госархив Российской Федерации и ряд других федеральных архивов.
Спешность подготовки конференции и спешность рассекречивания — мероприятия проводились буквально в течение нескольких дней — указывают на связь с демаршем президента Медведева. Тремя днями ранее в послании президенту Украины он заявил: «Не считаю возможным свое участие в мероприятиях по случаю отмечаемой на Украине 75-й годовщины Голодомора».
На Украине День памяти жертв Голодомора и политических репрессий традиционно отмечается в четвертую субботу ноября. Сложилась красивая, печальная традиция — в этот день высаживать кусты калины, приходить с пучком колосков, веточкой калины и зажженной свечой к поминальным крестам, устроенным во всех местах массовой гибели людей.
Сегодня историки определяют цифру погибших от голода в сталинской гекатомбе 1932—1933 гг. примерно в 7 млн человек. Половина из них — на Украине, другая половина в России, Казахстане, Киргизии.
Но в России, увы, нет олицетворенной скорби об убиенных. Нет калины, колосков, свечей... До недавнего времени не было и официальной памяти об этом страшном преступлении советского режима.
И вот она внезапно предстала пред нами. Благодаря президенту Украины Ющенко.
Именно он настоял на принятии 28 ноября 2006 г. Закона «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине». Его усилиями в прошлом году Украина пыталась вынести на рассмотрение сессии Генассамблеи ООН вопрос о Голодоморе 1932—1933 гг. как о геноциде украинского народа. Но Россия заблокировала эту попытку. И, наконец, 23 октября 2008 г. Ющенко подтолкнул Европейский парламент принять «Резолюцию о почтении трагедии Голодомора 1932—1933 годов в Украине». Этой резолюцией Голодомор признан «ужасным преступлением против украинского народа» и «преступлением против человечества».
Объективно «голодный геноцид украинцев» — это исторический перехлест, римейк постулата «красного академика» Покровского («История это политика, опрокинутая в прошлое»). Прав, конечно, профессиональный историк, заливший в послание Медведева украинскому президенту следующий текст:
«Голод 1932—1933 гг. <…> стал следствием засухи и проводившихся в отношении всей страны, а не одной только Украины, насильственной коллективизации и раскулачивания.
<…> решения о коллективизации принимались многонациональным руководством СССР и союзных республик, а политика насильственных продзаготовок осуществлялась в Украинской ССР преимущественно украинскими кадрами, не только рьяно выполнявшими указания из центра, но и нередко выдвигавшими «встречные планы»…».
Правда, если бы президент Ющенко не начал свою борьбу за европейское измерение прошлого, российские власти никогда бы не рассекретили документы об ужасных последствиях коллективизации. И не председательствовал бы известный политтехнолог Сергей Марков на упреждающей конференции по проблемам массового голода 30-х годов (в Киеве подобная конференция намечена на 24 ноября).
P.S.Подробнее о рассекреченных документах — в одном из ближайших номеров «Новой».
P.P.S.В отличие от российских коллег, один из самых известных в мире исследователей демографии СССР Стивен Уиткрофт в своем выступлении на конференции говорил о том, что голод 1932—1933 гг. нужно рассматривать в комплексе с другими подобными явлениями, часто случавшимися в СССР. «В России было много голодов», — сказал австралийский ученый. О голоде 1921—1922 гг. — репортаж Виктора Тополянского.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»