Сюжеты · Политика

Обмен позитивным опытом

Грузия и Южная Осетия освобождают заложников

На прошлой неделе грузинская и южноосетинская стороны обменялись заложниками. Благодаря активным действиям комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга десять человек были освобождены, судьба еще шестерых прояснилась. В...
На прошлой неделе грузинская и южноосетинская стороны обменялись заложниками. Благодаря активным действиям комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга десять человек были освобождены, судьба еще шестерых прояснилась.
В октябре 2008 года в грузинских селах бывшей «буферной зоны» полиция Грузии задерживала жителей Северной и Южной Осетии. Всего были задержаны 13 человек, в том числе двое жителей Владикавказа — 41-летний Автандил Келехсаев и его 16-летний сын.
Военный комендант Цхинвали полковник Анатолий Тарасов в беседе с правозащитниками предположил, что кого-то из этих тринадцати могли задержать за мародерство или за незаконное ношение оружия. Однако почти месяц грузинские власти хранили молчание о том, где содержатся эти люди и какие обвинения им предъявлены. Правозащитники предупреждали грузинские власти, что такие действия могут привести к контрзахватам заложников. Так и случилось.
28 октября шестерых жителей грузинского села Зерти взяли в заложники в лесу, куда они ходили за дровами. Их привезли в Громское ущелье (около Цхинвали) и посадили в яму. 30 октября грузинам удалось бежать из плена, но 2 ноября были захвачены еще 6 человек — жители села Кирбала Горийского района.
Накалившуюся ситуацию разрядили совместные действия российских и грузинских правозащитников. Под их нажимом грузинские власти «легализовали» по крайней мере некоторых заложников. С родственниками Келехсаевых, находящихся в тбилисском СИЗО, связался назначенный властями Грузии государственный адвокат. В это же время начальник информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили заявил СМИ, что в тюрьме находятся жители Южной Осетии, которых обвиняют в незаконном хранении оружия и подозревают в мародерстве. «Ни о каком обмене речь не может идти — преступников будут судить», — жестко заметил Утиашвили. В этот же день были возвращены шестеро грузин, взятых осетинами в заложники 2 ноября.
12 ноября в переговорный процесс включился прибывший в Грузию комиссар Совета Европы Томас Хаммарберг. В Тбилиси ему в качестве «жеста доброй воли» передали отца и сына Келехсаевых, и комиссар привез их в Цхинвали. В этот же день на границе Южной Осетии и Грузии состоялись переговоры. Грузинская сторона официально признала, что в следственных изоляторах Тбилиси оставались еще восемь жителей Южной Осетии, задержанных грузинской полицией в октябре: в отношении шестерых будут продолжены следственные действия. Двоих освободили в субботу.
Тем временем у осетинской стороны обнаружился грузинский военный, которого задержали в районе сел Авневи и Нули. Его собирались судить в Цхинвали, но теперь готовы обменять. Переговоры будут продолжены.
Подготовлено по данным ПЦ «Мемориал»