15 ноября 1988 г. космический корабль многоразового использования «Буран» (длина 36,4 м, размах крыла около 24 м, высота более 16 м, масса более 100 т) вышел на расчетную орбиту, совершил два витка вокруг Земли и через 205 минут полета в...
15 ноября 1988 г. космический корабль многоразового использования «Буран» (длина 36,4 м, размах крыла около 24 м, высота более 16 м, масса более 100 т) вышел на расчетную орбиту, совершил два витка вокруг Земли и через 205 минут полета в автоматическом режиме успешно опустился на посадочную полосу космодрома Байконур.
Это был первый и последний его полет. Первая и последняя демонстрация в деле многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». Первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.
В ноябре же только 1933 года, 25-го числа, под руководством Сергея Королева был проведен первый успешный запуск реактивной ракеты «ГИРД-10» конструкции Фридриха Цандера. Первой советской ракеты на жидком топливе (этанол и жидкий кислород).
Советская космическая программа оказалась закольцованной в отрезок времени длиной всего 55 лет. Столько было отведено историей самому яркому и позитивному сопровождению политического проекта «СССР».
Первые гирдовцы, везшие свою трехметровую трубу на трамвае, пригородном поезде, собственных плечах к месту старта — поляне неподалеку от поселка Нахабино, — вполне могли наблюдать телестарт самой мощной отечественной ракеты-носителя «Энергия» (высота 58,765 м, поперечный размер 17,65 м, масса 2400 т, мощность двигателей около 170 млн л.с.).
После начальных успехов в космосе (первый искусственный спутник и первый космонавт) Советский Союз, как известно, понес чувствительное поражение в так называемой лунной гонке — 21 июля 1969 г. на поверхность Луны высадились американские астронавты.
Причем стартовали лунные программы обеих сверхдержав примерно в одно и то же время в 1962 г. В СССР работы по созданию мощной ракеты-носителя под условным названием Н-1, способной вывести к Луне пилотируемый космический корабль, возглавил, конечно, Сергей Королев. Но пока Советы запрягали — Штаты поехали. Вернер фон Браун (главный военный трофей Америки) в короткий срок создал ракету-носитель «Сатурн-5», подтолкнувшую корабль «Аполлон-11» к Луне. У СССР же дело с лунной ракетой откровенно не ладилось. Четыре испытательных запуска — четыре аварии.
В январе 1972 г. президент США Ричард Никсон объявил о начале работ по созданию Многоразовой транспортно-космической системы (МКТС) «Спейс Шаттл». И, как следствие, об отказе от дальнейшего использования ракеты-носителя «Сатурн-5». Такой ракеты, которой у державы-соперника не было и неизвестно, когда могла быть.
Вадим ЛУКАШЕВИЧ (автор сайта www.buran.ru — безусловно, лучший российский историк «Бурана»):
«Именно такой подход и сбил с толку советских экспертов, не понимавших истинных мотивов в принятии решения на разработку шаттла. Ведь проверочные расчеты заявленной экономической эффективности шаттла, проведенные в СССР, показали, что затраты на его создание и эксплуатацию никогда не окупятся (так оно и вышло!), а предполагаемый грузопоток «Земля-орбита-Земля» не обеспечивался реальными или проектируемыми полезными нагрузками. Не зная о будущих планах по созданию крупной космической станции, наши эксперты решили, что американцы к чему-то готовятся — ведь создавался аппарат, возможности которого значительно предвосхищали все обозримые цели в использовании космоса... Масла в огонь недоверия, опасений и неопределенности подливало участие министерства обороны США в определении будущего облика челнока».
Президент Академии наук и одновременно космический гуру членов Политбюро Мстислав Келдыш доложил этим членам, что «Шаттл», находясь на орбите, способен совершить внезапный нырок в атмосферу и нанести превентивный ракетно-ядерный удар по жизненно-важным объектам на территории СССР.
В 1974 г. программа лунной ракеты была закрыта, все силы и средства перебрасывались на симметричный ответ, на создание «советского шаттла».
С этой целью знаменитую «королевскую фирму» в Подлипках, переименованную в НПО «Энергия», возглавил последний могиканин довоенного ракетостроения Валентин Глушко.
Название выпущенного по этому поводу секретного Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 февраля 1976 г. информативно как никогда: «О создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 километров полезных грузов массой до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов массой до 20 тонн».
В то время как «Шаттл» мог доставить на те же орбиты полезный груз массой 29,5 т и возвращать на Землю 14,5 т.
Работы над программой «Энергия-Буран» потребовали колоссального напряжения всех инженерных сил страны. Когда они были в самом разгаре, американский «Спейс Шаттл» совершил свой первый успешный полет. В симптоматичный для отечественного космоса день — 12 апреля 1981 г.
Надо полагать, это только еще больше подстегнуло советских людей. В разработке системы «Энергия-Буран» участвовало 1286 предприятий и организаций 86 министерств и ведомств. Общие расходы на программу на начало 1992 г. составили 16,4 млрд рублей (тех, что шли по классическому советскому курсу: 64 коп. за $1).
Наконец, 15 ноября 88-го взлетел «советский шаттл». Один из эпизодов его приземления в автоматическом режиме непременно вспоминают все причастные к «Бурану». При заходе на посадку орбитальный корабль вдруг совершил крутой маневр вправо. Все службы наблюдения напряглись. Но через мгновения «Буран» вышел на расчетную траекторию посадки. Оказалось, бортовой программный комплекс корабля сделал поправку на ветер и слегка погасил посадочную скорость.
Увы, «Буран» опоздал явиться. Та страна, для которой он предназначался, уже сама шла на посадку. На автопилоте…
Вадим ЛУКАШЕВИЧ (автор сайта www.buran.ru):
«Если бы тогда напряглись и обеспечили «Бурану» возможность летать, то мы бы и станцию «Мир» не утопили (орбитальная станция «Мир» была выведена в космос 20 февраля 1986 г. Проработавший в три раза дольше установленного срока «Мир», по решению правительства РФ, 23 марта 2001 г. был затоплен в южной части Тихого океана. — А.М.). Потому что у «Мира» за 15 лет работы подвергся разрушению базовый блок. Например, вы покупаете машину «Жигули», она через 5-7 лет гниет. Еще резина может быть хорошая, движок нормальный, а корпус начинает гнить. То же самое случилось с «Миром». Все другие блоки, все эти кванты, спектры, кристаллы — это все было в рабочем состоянии. А центральный блок: в нем находится система жизнеобеспечения, энергосистема, вся связь, все компьютеры и, соответственно, все туалеты и прочее, это все пришло в негодность. И трубы там рвало, как в «хрущевке», и пожар был. Так вот, в автомобиле, естественно, надо поменять кузов. Так же и с «Миром». Существовал интересный проект, когда с «Бураном» запускается новый базовый модуль. «Буран» подлетает к «Миру» и манипулятором снимает все рабочие модули. И пристыковывает их к новому базовому блоку. Проект назывался «Мир-1,5». Не «Мир-2», а «Мир-1,5». Базовый блок новый, остальная станция старая».
Для космических полетов планировалось построить пять «Буранов». Именно столько было шаттлов. Плюс, как и у них, один так называемый аналог — корабль для летной подготовки. Со временем тоже планировалось запускать «Бураны» в пилотируемом режиме.
Четвертый и пятый корабли до реальных объемов построить не успели. Их отдельные детали до недавнего времени находились в цехах ТМЗ, Тушинского машиностроительного завода.
Первый «Буран», тот самый, что летал в космос, находился на Байконуре и погиб 12 мая 2002 г. при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса (высота 80 м), трагедии с человеческими жертвами*.
Второй «Буран» был готов к полету на 95% и уже привезен на Байконур. Его старт, запланированный на 1990 г., не состоялся. Находясь по-прежнему на Байконуре, он сейчас принадлежит не России и не Казахстану, а некоей российско-казахской фирме «Аэлита».
Третий «Буран», на момент полного прекращения финансирования программы в 1992 г., был построен на 75% и находился в цехе ТМЗ. Ныне обреченно стоит под открытым небом на пирсе Химкинского водохранилища, некогда принадлежавшем тому же ТМЗ.
На этом унылом фоне цветисто выглядит история с самолетом-аналогом «Бурана». Будучи собственностью своего создателя НПО «Молния», в октябре 1999 г. он был передан в качестве экспоната по лизинговой схеме в Австралию. Затем был перепродан на тех же основаниях в Бахрейн. А весной этого года уже окончательно продан немецкому Техническому музею в городке Шпейере.
Известны еще пять макетов «Бурана»: три технологических, производственный, медицинский. Они создавались для отработки определенных процессов, а никак не для полетов, и даже не для имитации полетов. Самым известным макетом является статический корабль, стоящий в парке Горького. Он был собран первым и предназначался исключительно для испытания каркаса и обшивки на прочность. В центральном парке он был поставлен 22 октября 1995 г. неким АО «Космос-Земля», председателем которого являлся космонавт Герман Титов.
* Материал об этой трагедии : http://www.novayagazeta.ru/data/2002/37/18.html
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»