Сюжеты · Общество

Дядя Фаниль - башкирский милиционер

История о том, как «помочь» пенсионеру расстаться со своим домом.

Ирина Гордиенко , специальный корреспондент
Раньше считалось, что для того чтобы завладеть имуществом старушки – нужно ее непременно убить. Сегодня же в век прогресса и нанотехнологий достаточно просто иметь связи и красную корочку работника внутренних дел. Все остальное – дело...
Раньше считалось, что для того чтобы завладеть имуществом старушки – нужно ее непременно убить. Сегодня же в век прогресса и нанотехнологий достаточно просто иметь связи и красную корочку работника внутренних дел. Все остальное – дело техники.
Галине Георгиевне Кручининой 70 лет. Она никогда не думала, что на склоне лет станет подозреваемой, обвиняемой и заключенной.
Летом 2006 года у Галины Георгиевны от рака умер сын. И она со своей беременной снохой Ольгой решила сменить место жительства. Из дорогой столичной Уфы переехать в спокойную провинциальную Пензу - ближе к родне.
Для этого нужно было продать квартиру снохи и половину дома, где жила бабушка. Обе находились в центре города, так что после покупки недвижимости в Пензе еще и оставалось немного денег на первое время.
Галина Георгиевна наняла риэлтора, оформила доверенность на продажу и на все соответствующие действия от ее имени. Посовещавшись с Ольгой они решили продать только половину своего деревянного дома, так как он находился в зоне реконструируемого вокзального района Уфы и в перспективе им светило расселение с улучшением жилищных условий.
Вскоре покупатель был найден и половина дома продана Ганриетте Юсуповой за полтора миллиона рублей. Сделка прошла в органах регистрации, покупатель вступил в права собственности, а продавец получил свои деньги.
«Все, - с облегчением подумала старушка, - наконец-то можно уехать из города, где столько тяжелых воспоминаний». Но история бабушки Гали на этом не закончилась. Наоборот, она только началась.
Впервые Фаниля Галеева старушка увидела у своего дома на улице Вокзальной вскоре после продажи. Знакомство оказалось неожиданным. «Он вышел из машины, подошел ко мне и пнул ногой по лодыжке, было очень больно, - вспоминает Галина Георгиевна. - Потом представился братом моей покупательницы, сунул мне в лицо красную корочку майора милиции и заявил, что посадит меня». Галлеев начал требовать, чтобы «сделка была расторгнута немедленно, потому что его сестра квартиру продавать передумала».
«Я была не против расторжения сделки, мне все равно - говорит Кручинина, - предложений по продаже дома было очень много, дом ведь в центре города». Галина Георгиевна вернула деньги риэлтору, договорилась с ним о расторжении сделки и уехала в Пензу к снохе.
Все это время Галлеев звонил ей, угрожал и требовал возврата полутора миллионов рублей. «Сколько я ему не объясняла, что деньги вернула своему риэлтору и сделкой занимается он, все было без толку. Галлеев мне все время твердил, давай деньги и о Юсуповой ты больше не услышишь. Тогда я все никак не могла понять его слова, в чем здесь скрывается угроза».
Зэка пенсионного возраста
А в феврале 2007 года за ней пришли. Два работника милиции прямо с порога заявили, что гражданка Кручинина Г.Г. «находится в федеральном розыске и подлежит немедленному аресту». Так старушка оказалась в СИЗО № 3/1 города Уфы.
Оказывается, что старший следователь Прокуратуры Республики Башкортостан подполковник юстиции Буйских установила, что «Кручинина умышленно с целью личного обогащения вступила в сговор со своим риэлтором и путем мошенничества совершила хищение чужого имущества».
Кручинину обвинили, что она продала свою часть дома «по заведомо завышенной цене». (прокуратура провела свою оценку стоимости жилья в 580 тысяч рублей). «Такой статьи в Уголовном кодексе просто не существует, - разводит руками адвокат Галины Георгиевны Руслан Еникеев, - Получается, что то, что разрешено статьей 209 ГК РФ «распоряжаться своей собственностью на свое усмотрение» прокуратура Башкортостана вменяет бабушке в мошенничество».
Иными словами, по версии следователя Буйских, получается, что 70-няя старушка у которой только что умер сын, да и со своим здоровьем серьезные проблемы, вместо похорон и поминок занимается мошенничеством с недвижимостью и обманывает таких же старушек как она.
Интересы же «потерпевшей» покупательницы Ганриетты Юсуповой на суде почему-то представляют не адвокаты а бывший майор милиции Фаниль Галлеев.
«За свою 15-тнюю практику я такого еще не встречал, - говорит адвокат Кручининой, - она просто попала под замес. Фаниль Галлеев бывший милиционер, человек он со связями. Любое мое действие как адвоката блокируется. Вот например, я специально получил официальную справку в Росстате о средней стоимости квартир по Бошкортастану за 2006 год. Средний уровень цен там еще выше, чем та сумма, за которую Кручинина продала свой дом. Но эти материалы следствие упорно отказывается приобщать к делу».
В следственном изоляторе Галина Георгиевна провела три с половиной месяца. «Я просто не знала что делать. Деньги, полученные мной за половину дома, я вернула, однако сделка так и не была расторгнута и часть моего дома все равно принадлежит Юсуповой. Что еще я могла. Сама попросила очную ставку с Галеевым. Оставшись со мной наедине он прямо сказал, отдавай второю половину дома плюс полтора миллиона на стол и уголовное дело будет закрыто. Я уже была согласна даже на это».
Методы работы
Но бабушке повезло, ее дело получило огласку. Уфимская правозащитница Альмира Жукова стала добиваться освобождения Кручининой из СИЗО, писала во все инстанции, проводила пикеты, ездила в Москву. В итоге, Галину Георгиевну выпустили под ее личное поручительство. «Случай с Кручининой – обычное дело, - говорит Альмира, - Доказательств, конечно, у меня нет, ног то, что как бывший милиционер Галлеев имеет возможность безнаказанно делать что он хочет - это факт. Он публично при следователе Буйских сказал мне «если ты, сука, не отойдешь от этого дела – уничтожу. И методы работы у него своеобразные».
А методы работы действительно впечатляют. Фаниль Галлеев и его бывшие сослуживцы Олег Сайфулин и Игорь Пискунов, стали методично оказывать давление на друзей, знакомых и родственников Галины Георгиевны с угрозами и требованием написать на нее донос.
К знакомому умершего сына Кручининой Евгению Липенкову они нагрянули прямо домой. Махнули красными корочками и предъявили повестку на привлечение его к делу в качестве свидетеля (кстати, не понятно, по каким таким законам следователь Буйских дала бывшим сотрудникам милиции право доставлять повестки). «Галлеев долгое время мне угрожал, - рассказывает Евгений, - требовал, чтобы я на Галину Георгиену заяву написал, обвинил ее в мошенничестве и потребовал у нее полтора миллиона рублей. Я все время отказывался. В один день они втроем явились ко мне домой, и начали бить. Избили так, что 10 дней я не мог встать с постели».
Я попыталась разыскать Фаниля Галеева. По одному из пяти мобильных телефонов ответил «его просто знакомый Игорь», сказав, что сам находится в командировке за границей, но на все вопросы он, Игорь, готов ответить. Игорь рассказал, что «Фаниль Ахметович Галлеев – заслуженный пенсионер МВД, майор милиции. Человек он добрый, натура у него такая, людям помогать, где советом, где чем. Вот и сейчас в суде он помогает многим пенсионерам с их жилищными проблемами. Просто сами они, пенсионеры, ничего не могут, вот например, Юсупова, - безграмотная и вообще 4 класса образования имеет. Как таким людям не помочь? Добрый он просто».
Галина Георгиевна в свои 70 лет осталась без денег и без дома. Она отсидела в СИЗО три с половиной месяца и ее обвиняют в мошенничестве. Следствие по делу уже закончено, стороны знакомятся с материалами. Скоро начнется суд.