Сюжеты · Культура

Имя России — «Сталин»?

Проект «Имя России» еженедельно обсуждается в ТВ за круглым столом. Настало время отобрать одно имя из 12. Недавно обсуждалась кандидатура Сталина. На ней настаивал генерал Варенников. Обсуждение свелось к двум формулам: Да, ценой...
Проект «Имя России» еженедельно обсуждается в ТВ за круглым столом. Настало время отобрать одно имя из 12. Недавно обсуждалась кандидатура Сталина. На ней настаивал генерал Варенников. Обсуждение свелось к двум формулам:
Да, ценой ужасающих жертв, но Сталин построил Великую Россию.
Да, Сталин построил Великую Россию, но ценой ужасающих жертв.
В школе проходим «Железную дорогу» Некрасова. Эпиграф: - «Папаша, кто строил эту дорогу?» - «Граф Пётр Андреич Клейнмихель, душечка». Однако, из дальнейшего текста следует, что дорогу строил не граф, а «высокорослый больной белорус» и что по бокам построенной насыпи сплошь «косточки русские».
Разбираем «Медного всадника». Несчастный Евгений ропщет: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!» - на что Строитель отвечает «тяжелозвонким скаканием по потрясённой мостовой» с явным намерением растоптать убогого. Метафора ясна: убогий – ничто перед величием Государственной Стройки и пусть не ропщет понапрасну. Однако, совершенно очевидно, что Пушкин горячо сострадает убогому и его гибель прямо вешает на Великого Строителя.
Достоевский же и вовсе дошёл до абсурда: по его мнению, никакое Великое Дело не стоит слезинки одного ребёнка.
Генерал же Варенников вместе с миллионами его единомышленников полагают, что Великая Цель оправдывает любые жертвы, в том числе и детские слезинки. Налицо расхождение его позиции с Великой Русской Литературой.
Последняя, начиная с «Бедной Лизы» Карамзина, подробно разрабатывала тему «маленького человека», один за другим выдавая шедевры вроде «Станционного смотрителя», «Шинели», « Записок охотника», далее везде, вплоть до Зощенко с Шукшиным.
Сталин же «маленького человека» называл «винтиком», то есть вещью, годной для употребления и вполне заменимой. А великая русская литература настаивала на неповторимости каждого человека и требовала уважения к нему, независимо от табеля о рангах. Налицо расхождение Сталина с Великой Русской Литературой, ибо он, как и положено деспоту, государственный интерес ставил выше частного и смысл человеческой жизни видел именно в служении государству, а всяческие слезинки считал водой на мельницу врага.
Гуманистическая же точка зрения полагает, что как раз государство должно служить человеку, а не наоборот. Следовательно, Сталинское государство, по определению – антигуманно. И действительно, главным условием построения Великой сталинской России было тотальное бесправие граждан, которое позволяло загонять их в лагеря, выселять целыми народами в тмутаракань, обобществлять имущество и щедро усеивать русскими (и не только) косточками грандиозные насыпи и котлованы.
Зато мы делаем ракеты,И перекрыли Енисей.
Бесчеловечность Государства Российского в осуществлении его военных, политических и хозяйственных амбиций – есть его природная, генетическая черта. И Иосиф Сталин – есть абсолютное воплощение этой бесчеловечности. Отсюда вопрос:
Совместимо ли величие с бесчеловечностью?
Великая русская литература отвечает: нет.
Я с ней согласен.
Генерал же Варенников, заключая своё выступление, сказал:
- Я прошёл войну от Сталинграда до Берлина, в пехоте. В пехоте!
Это вызвало заслуженные аплодисменты.
Снимаю и я свою шапку перед пехотинцем Варенниковым. Перед генералом – воздержусь.