В пятницу 4 сентября Дмитрий Медведев внес в Государственную думу пакет законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией: базовый «О противодействии коррупции», изменения в закон о Правительстве России, а также поправки в 25 федеральных...
В пятницу 4 сентября Дмитрий Медведев внес в Государственную думу пакет законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией: базовый «О противодействии коррупции», изменения в закон о Правительстве России, а также поправки в 25 федеральных законов. По мнению хорошо информированного депутата Думы Михаила Гришанкова, парламент уже в ноябре примет предложенные президентом законы сразу в трех чтениях, а вступят они в силу первого января 2009 года.
В пояснительной записке вполне откровенно названа причина нововведений: «Многие антикоррупционные меры, предусмотренные различными документами, не реализованы, а выполняемые мероприятия практического эффекта не дали». Первопричиной коррупции президент считает «избыточное администрирование со стороны государства», а также социокультурные факторы.
Меры, предлагаемые главой государства и возглавляемым им Советом по противодействию коррупции, можно разделить на декларативные, требующие конкретизации в законодательстве, и нормы прямого действия. Первых намного больше. С ними трудно не согласиться — и остается сожалеть, что в силу отсутствия механизмов их реализации они повиснут в воздухе.
Например, в законопроекте «О противодействии коррупции» перечислены основные направления деятельности госорганов по повышению эффективности противодействию коррупции (ст. 7). В их числе взаимодействие госорганов с общественными и парламентскими комиссиями по борьбе с коррупцией, укрепление общественного контроля над деятельностью госорганов, введение антикоррупционных стандартов, обеспечение доступа граждан и СМИ к информации о деятельности органов власти и даже «повышение независимости средств массовой информации». А еще — независимость суда, обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при проведении конкурсов и аукционов по государственным контрактам и заказам, сокращение госаппарата и госрегулирования (всего выделены 22 направления борьбы с коррупцией).
Большинство из этих намерений находятся, однако, в непримиримом противоречии с реальностью. Ведь об общественном и парламентском контроле, о прозрачности процедур и доступе к информации, о независимости суда говорят те же самые люди, которые в последние годы ограничивали контрольные полномочия парламента, преследовали общественные организации, использовали суд для сведения счетов и похоронили закон «О доступе к информации».
В этом свете нормы прямого действия, имеющиеся в законопроектах, выглядят двусмысленно. Впервые вводится понятие «члены семьи государственного или муниципального служащего» (это супруга и супруг, а также несовершеннолетние дети — почему, кстати, только несовершеннолетние?). Теперь члены правительства, главы федеральных ведомств, члены Совета Федерации и Госдумы, Центризбиркома и нижестоящих избирательных комиссий, губернаторы, их заместители и начальники региональных и муниципальных ведомств, провинциальные и местные депутаты, аудиторы Счетной палаты и работники ЦБ, судьи всех судов и уровней при избрании или поступлении на службу (а также ежегодно, не позднее 30 апреля) будут обязаны декларировать свои доходы и имущество, включая вклады в банках и владение ценными бумагами. И не только личные, но и записанные на супруга и маленьких детей.
Эти данные будут проверять прокуратура, ФСБ и МВД (в том числе оперативно-разыскными методами). В случае несоответствия отчетов реальности чиновник понесет ответственность: в Уголовный кодекс вводится статья о конфискации имущества, полученного в итоге коррупционных действий. Конфисковать будут и имущество за рубежом (предусматривается соответствующее сотрудничество с зарубежными правоохранительными органами). Урегулирован вопрос подарков (теперь чиновнику нельзя будет получать презент дороже 5000 рублей). Кроме того, в течение двух лет после ухода с госслужбы чиновнику запрещено поступать на работу в компании, с которыми он был связан, пока работал на государство, — без разрешения специальной комиссии.
Помимо ответственности физических лиц, законопроекты вводят ответственность юридических лиц (предупреждения и крупные штрафы). Вопрос о создании в России суперведомства по борьбе с коррупцией оставлен на усмотрение президента. А органом, координирующим антикоррупционную деятельность всех правоохранительных органов, определена Генпрокуратура (это можно расценить как явный аппаратный успех Юрия Чайки).
Под запреты и проверки, таким образом, после новогодних праздников попадут миллионы госслужащих — от министров и депутатов до милиционеров и судебных приставов. При этом контролирующая роль парламента, оппозиции, политических партий, СМИ, общественных организаций лишь декларируется, не будучи подкреплена конкретными полномочиями и механизмами. Зато ужесточение наказаний в Уголовном кодексе, расширение оперативно-разыскных полномочий правоохранителей — это реальность ближайших месяцев. Трудно сказать, насколько это поможет побороть коррупцию, но что точно произойдет, так это запугивание чиновников, где под подозрение попадает каждый третий — за несоответствие образа жизни официальным скромным доходам. Можно смело прогнозировать эскалацию борьбы кланов под лозунгами борьбы с коррупцией, как и дальнейшего скольжения госаппарата от служения обществу и государству к служению тем, от кого еще в большей степени будут зависеть их жизнь и свобода.
От редакции
«Новая газета» собирается предать антикоррупционные инициативы широкой общественной экспертизе — читайте ближайшие номера газеты. А пакет документов, представленный парламенту, можно найти на сайте www.novayagazeta.ru
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»