Сюжеты · Политика

Нанапартия

«Либеральный проект» Кремля: на каких условиях ликвидируют СПС

15 ноября 2008 года СПС, партия с 15-летней историей (если вести отсчет от «Демвыбора России»), будет распущена по предложению своего же федерального политсовета. А уже 16 ноября из ее фрагментов будет собрана новая партия, пока без...
15 ноября 2008 года СПС, партия с 15-летней историей (если вести отсчет от «Демвыбора России»), будет распущена по предложению своего же федерального политсовета. А уже 16 ноября из ее фрагментов будет собрана новая партия, пока без названия, именуемая до поры просто «проектом».
Произойдет слияние трех партструктур — СПС, ДПР и «Гражданской силы» — в одну. Это станет важным этапом реализации «плана Суркова» по дальнейшему сокращению числа партий в стране, объявленного им недавно на совещании руководящих кадров «Единой России». «И четырех партий вполне достаточно», — посчитал Владислав Сурков, — и «лишние» партии немедля побрели на погост.
Из оставшихся в России 14 зарегистрированных партий (еще четыре года назад их было 35) за две недели после выступления главного политтехнолога Кремля, уже предрешена судьба шести. Одни будут слиты с прокремлевскими ЕР и СР, прочие — друг с другом. К концу года останется не более 9 зарегистрированных партий. Из них лишь 2 пока еще сохраняют сравнительную самостоятельность своих политических позиций — КПРФ и «Яблоко». При этом коммунисты давно устраивают Кремль своей националистической, антизападной и великодержавной линией, как и своей превратившейся лишь в жалкую имитацию «защитой прав трудящихся», помогающей властям время от времени и дозированно стравливать социальный «пар». А по «Яблоку», видимо, принято решение просто «дать ему умереть самому» — при соответствующих рекомендациях потенциальным спонсорам. И чтобы к следующим выборам «Яблока» уже не было и остался один лишь новый «проект».
На наших глазах завершается формирование в России хорошо знакомой В. Путину по службе в Дрездене политической системы по образцу «народной демократии» ГДР и некоторых других соцстран — с единственной «главной партией» — ЕР, в которую уже загнали чиновничество страны вместе с двумя миллионами «простых россиян», а также с несколькими «гарнирными» партиями, роль которых — имитировать многопартийность. Как для собственного населения, так и для массы «полезных идиотов» на Западе.
В случае с СПС замечательна циничность всего происходящего. Будущая «либеральная» партия предельно точно и вполне публично именуется «проектом» — и никем даже не скрывается, что проектом кремлевским. Как «обнадежил» всех журналист и будущий сопредседатель «проекта» Георгий Бовт на пресс-конференции 2 октября, в ходе консультаций в Кремле «власть не ставила никаких ограничений перед будущими участниками новой правой партии». И вообще, администрация сыграла свою (надо понимать, положительную) «модераторскую роль». Не отрицают режиссерско-постановочную роль кремлевской администрации и лидеры бывшего СПС.
В «отсутствие политических ограничений» кто же поверит? В ходе переговоров в администрации президента одному из лидеров СПС наглядно дали почувствовать границы будущей «свободы», потребовав от него дезавуировать критику действий Кремля в Южной Осетии и Абхазии. На ликвидационном политсовете партии 2 октября Леонид Гозман по просьбе региональных лидеров огласил список регионов, руководство которых останется за СПС (таких регионов, по соглашению — ровно треть). Выяснилось, что среди будущих условно эспээсовских регионов «проекта» нет ни одного, где сегодня сильны оппозиционные настроения — например, Москвы. Уже на стадии формировании «проекта» происходит активная чистка руководства и регионального актива от «нелояльных (Кремлю) элементов». Кроме того, одним из главных условий «проекта» является согласование всех важных кадровых решений, в том числе будущего списка кандидатов в Думу с кремлевской администрацией. По словам присутствовавшего на заседании политсовета СПС Валерия Бакунина, уже объявлено об отзыве всех исков СПС из Страсбургского суда по правам человека по защите конституционных прав граждан — членов СПС. Принципиальное условие Кремля — никакой критики Путина, Медведева и их решений. Дозволено критиковать лишь отдельных министров и «отдельные недостатки», но не основы кремлевской политики. Список будущего политсовета, руководство региональных организаций, название новой партии — все подлежит согласованию с кремлевскими «модераторами».
Обоснование необходимости ликвидации СПС на политсовете партии было выдержано в духе современного «общества потребления». У партии большие долги — нам помогут. Нам обещали место сопредседателя. Нам обещали треть в политсовете и треть регионов. Нам обещали место в Думе. Другого выхода нет. Судя по всему, основу нового «проекта» составят региональные отделения «Деловой России», умело созданные за последние годы ее лидером Борисом Титовым (более 70 регионов), а вовсе не остатки СПС и уж тем более существующей скорее виртуально ДПР. Пикантность ситуации придает тот факт, что у «Деловой России» имеется политическое соглашение о стратегическом сотрудничестве, само собой — с «Единой Россией»! Такая вот выходит «картина маслом». Кремлевские проекты сплетаются в тесный цветастый хоровод «конструктивных сил» из маленьких фракций большой «Единой России».
Не стали в этом проекте участвовать: Никита Белых, Мария Гайдар, Егор Гайдар, Владимир Кара-Мурза-младший, Анатолий Ермолин, городская организация Москвы. Поддержали «проект»: Гозман и Чубайс, Александр Бялко, Борис Надеждин…
Теперь «проекту» будут срочно придумывать название. Уже перебирают — «Конституционные демократы — кадеты», «Партия свободы», «Правая Россия»… Анатолий Чубайс прислал заявление, в котором подчеркнул, что «единственный способ сохранения либеральной идеи — это создание новой правой партийной структуры».Остается пожелать корпорации «Госпартстрой» новых производственных успехов.