Но у Славы Полунина все по-другому — на свой конгресс в театре Сац он созвал знаменитых дураков мира. Джанго Эдвардс, Лео Басси — вы могли слышать их имена, если летом 2001-го всемирная театральная Олимпиада и цветные карнавалы в саду...
Но у Славы Полунина все по-другому — на свой конгресс в театре Сац он созвал знаменитых дураков мира. Джанго Эдвардс, Лео Басси — вы могли слышать их имена, если летом 2001-го всемирная театральная Олимпиада и цветные карнавалы в саду «Эрмитаж» опалили и вас вольнодумством гениальных шутов. Томаш Кубинек едет в Москву впервые! И если вы успели забыть про украинский театр «Маски» Георгия Делиева после ухода программы «Маски-шоу» из телеэфира — вспоминайте, они уже едут со спектаклем «Ромео и Джульетта».
Испанец Лео Басси — жонглер в шестом поколении, неоднократно бывал бит за свои выступления-выходки и досконально изучил психологию толпы. Вернувшись после выступления в «черном» квартале Нью-Йорка, он кричал: «Зато я им показал, что такое настоящий театр!» Похож на Муссолини, но никого не обидит даже гэгом: если и запустит тортом в лицо, то в свое. Он сам подвергает себя экзекуции, положенной средневековому шуту: обмазывается медом, вываливается в пуху, выгуливается по сцене под улюлюканье публики. Басси-добряк, Басси-толстяк, Басси-хитрец: грязня себя, очищает душу смеющегося.Американец Джанго Эд¬вардс бывал в Москве еще на «Караване мира» — столько не живут, а дружбы с Полуниным с тех пор не убыло, хотя из-за Джанго у него были проблемы: неистовый американец разделся на сцене (еще на советской), потому что его слезно умоляли этого не делать. Чем Джанго будет удивлять Москву теперь, надо посмотреть. А тогда, в 1989-м, этапировавшие огромного Джанго службисты прервали едва начавшийся ликбез самосознания хомо советикус: «Надо же, голый, а совсем не стыдно!» — кричала какая-то женщина на ленинградском концерте. Джанго — мастер превращать обычное в смешное и вселять в человека веру в себя — такого, какой есть.Чех Томаш Кубинек — «профессор фантастически бесполезных изобретений», «ярый защитник банального чуда», 15 сентября даст единственный сольный спектакль. Перед спектаклем он побродит по городу, посмотрит, что-то поймет про нас — и вернет со сцены. В фойе клоуны из киргизского театра «Краски Востока» создадут колорит восточного театра (а фойе в театре Сац огромное, сколько ковров надо развесить!) и, пользуясь древними магическими техниками, заговорят зубы кассиршам, заставляя их, подобно Хоттабычу, говорить в окошко кассы вместо «билетов нет» «пять входных, пожалуйста». Московские гастарбайтеры тоже любят клоунов.И будет гала-шоу, великолепное собрание интонационно разных мимов — анархистов, лириков, философов, фольклорных дураков, безумцев, универсальных нарушителей всех и всяческих законов.Время для конгресса выбрано подходящее. Взрослые и дети вернулись в город, театры только продирают глаза после летней спячки — а пространство театра Натальи Сац заряжено для клоунов 4—15 сентября с утра до поздней ночи. С утра — мастер-классы: клоунада как она есть — такие мастер-классы показывать бы по телевизору. А величайший Арлекин ХХ века Феруччио Солери даст четырехдневный класс «Маски комедии дель арте» — анонс из области фантастики.Полунин, в душе лентяй, мечтающий о работе лесника и библиотекаря или тихо лежать на травке, носится по планете бешеным веником, сметая в свою копилку все лучшее в дизайне, магии, человеческих отношениях, а главное — лучшие клоунские кадры в копилку сердца. Потом выбирает город, пикирует и сверкающим дождем сыплет из копилки, вызывая в душе ответную щекотку. Нам повезло в этом сентябре, понимаете?Ведь человек хочет смеяться, даже когда никто и не собирается его смешить и дурачить. И способность смеяться уравнивает нас в наслаждении временным поглупением. Ведь единственный объект юмора — наше мировосприятие. Юмор, клоунский смех не знает, чего хочет — разве что поменять интонацию нашей житейской бессмыслицы с привычно-тоскливо-деловой на пузырящуюся радостью. Просто игра в нарушение усвоенных норм.«Политика карнавализовалась. А настоящий карнавал никак не вернется в жизнь. Сегодня люди не очень-то в состоянии посмеяться над ситуацией, от которой они зависят, а карнавал предоставляет отличную возможность спустить пары», — говорит Полунин. Шутки ради карнавал назвали конгрессом — свои поймут.После конгресса Полунин улетит, но вернется. Ведь у него теперь в Москве пришвартован «Корабль дураков» с многолетним другом Наташей Табачниковой за штурвалом. Пока готовность корабля обеспечивают в маленькой комнатке Дома актера, клоун Слава еще раз обернется вокруг планеты со своим «Снежным шоу», которым конгресс откроется (slavasnowshow.com). Истинно — достояние нации, продолжающее расти в цене. Смотришь — вроде просто люди в билетную кассу стоят. Присмотришься — нет, бывалые. Идут на встречу с космосом в самом себе.
Вячеслав Полунин: декларация
Что такое мой театр, или Театр, который я люблю— Это такая свадебная кавалькада, где я стараюсь всех поженить;— это театр ритуально-магический и празднично-зрелищный, построенный на основе образов и движения, игры и фантазии, совместного творчества зрителей и людей театра;— это театр, упорно растущий из снов и сказок;— это театр надежды и мечты, полный тоски и одиночества, потерь и разочарований;— это то, что всегда изменяется, что дышит спонтанной импровизацией и бережет традицию;— это театр, работающий в эпически-интимном сплаве из трагедии и комедии, абсурда и наивности, жестокости и нежности;— это театр, ускользающий от определений и однозначности понимания его действий, как от попыток узурпировать его свободу.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»