Сюжеты · Политика

Помилован по нужде

Белорусского оппозиционера Александра Козулина освободили из тюрьмы экономические санкции США

Ирина Халип , Собкор по Беларуси
Александр Козулин снова вышел из тюрьмы, чтобы ехать на похороны. 23 февраля умерла его жена Ирина, и Козулина отпустили на трое суток, чтобы похоронить ее. 16 августа он вышел из тюрьмы и поехал хоронить отца Ирины на то же кладбище под...
Александр Козулин снова вышел из тюрьмы, чтобы ехать на похороны. 23 февраля умерла его жена Ирина, и Козулина отпустили на трое суток, чтобы похоронить ее. 16 августа он вышел из тюрьмы и поехал хоронить отца Ирины на то же кладбище под Минском. Разница в том, что на этот раз Александру Козулину не нужно возвращаться в тюрьму. Он вышел на свободу после двух с половиной лет, проведенных в колонии «Витьба-3» за участие в митинге. Правда, срок был пять с половиной лет. Но экс-кандидата в президенты Козулина специальным указом помиловал Лукашенко.
Бывший политзаключенный считает акт помилования унизительным. Козулин прекрасно понимает, что вышел на свободу не потому, что Лукашенко вдруг, спустя два с половиной года, осознал, что ошибался, бросая за решетку своего политического противника. На свободу его вытянули экономические санкции США.
Первые санкции в отношении концерна «Белнефтехим» американцы ввели еще 13 ноября прошлого года. Все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета концерна и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней компании Belneftekhim USA Inc были заморожены. Американским бизнесменам предписывалось воздержаться от контактов с этим концерном. Условием отмены санкций Вашингтон объявил освобождение политзаключенных и прекращение репрессий против оппозиции. В феврале все политзаключенные, кроме Александра Козулина, были освобождены. На освобождение личного врага у Лукашенко не хватило сил. После чего Штаты заявили, что отныне санкции применяются в отношении всех белорусских предприятий нефтехимического комплекса с долей государства 50 и более процентов. То есть против всех. Заместитель госсекретаря США Дэвид Крамер тогда открыто заявил, что причина введения санкций — «нежелание белорусского правительства освободить Александра Козулина».
Санкции сработали. Белорусская экономика не в состоянии выдержать блокирование едва ли не единственных легальных счетов государства на Западе. Гигант вроде российского «Газпрома» может разрушить ее одним движением плеча. И Лукашенко, утративший веру в то, что снова сможет уговорить доброго славянского брата не повышать цены на газ, хочет подстраховаться западными кредитами и инвестициями. Но с объектом экономических санкций никто на Западе и разговаривать не будет. Поэтому Лукашенко и выпустил Козулина из тюрьмы.
Официально Запад требует освобождения политзаключенных и проведения честных парламентских выборов. А неофициально европейские чиновники и дипломаты шепчут: «Если хотя бы один оппозиционер пройдет в парламент — нам этого будет достаточно». Выборы назначены на 28 сентября. И если в давно уже неизбираемом, а назначаемом парламенте действительно появится один «умеренный» оппозиционер, Лукашенко может спокойно ехать в Европу, куда его уже лет десять не пускают.