Расследования · Политика

На должность назначили цену

Высокими государственными постами торговали романтики с большой дороги и со Старой площади

Сергей Канев , криминальный репортер, sbultik@gmail.com
На прошлой неделе Московский окружной военный суд огласил приговор по так называемому делу торговцев должностями. Суд признал участников группы виновными в мошенничестве и дал им от семи до десяти лет лишения свободы. С самого начала...
На прошлой неделе Московский окружной военный суд огласил приговор по так называемому делу торговцев должностями. Суд признал участников группы виновными в мошенничестве и дал им от семи до десяти лет лишения свободы. С самого начала уголовное дело засекретили, а на следственную группу оказывали давление. Имена высокопоставленных чиновников, которые помогали мошенникам обрабатывать коммерсантов, не названы. Неизвестно, кто предоставлял осужденным спецтранспорт и выписывал пропуска в госучреждения.
Как явствует из приговора, сотрудник администрации президента Александр Кацев, ранее судимый гражданин Казахстана Евгений Резников, уроженка Краснодара Зоя Акимова и бывший педагог Владимир Юдин в течение двух лет за крупные взятки предлагали коммерсантам и чиновникам высокие государственные должности. Среди «вакантных» госпостов значились: помощник председателя правительства, замглавы российской таможни, вице-президент Калмыкии, начальник отдела «Газпрома», начальник УВД Краснодара и другие. Помимо торговли должностями, мошенники собирали с бизнесменов взносы якобы в предвыборные фонды Владимира Путина и «Единой России». Кроме того, за 500 тыс. долларов они предлагали место в делегации супруги президента России во время визитов.
Некоторые эпизоды быстро убрали из уголовного дела. Как сообщил наш источник, «фигурируют слишком большие люди». У Евгения Резникова можно было приобрести поддельные удостоверения сотрудников любых силовых структур. Особо ценными считалась «корочка» и номерной жетон государственного инспектора по надзору за деятельностью правоохранительных органов (5000 долларов). Подбором клиентов занимались называвший себя «полковником ГРУ» Владимир Юдин и Зоя Акимова, которая представлялась «ответственным работником Центризбиркома» или «администрации президента». Выяснив серьезность намерений и платежеспособность «кандидата», они передавали его «генералу ФСБ» Евгению Резникову. Как правило, Евгений Ефстафьевич представлялся руководителем самостоятельного подразделения ФСБ, отвечающего за подбор кадров на руководящие должности в РФ. По словам очевидцев, выглядел он весьма убедительно. На встречи приезжал на красном BMW M6 (госномер В 888 АК), предъявлял удостоверение и бравировал известными фамилиями. Тем более разводки происходили в офисе в Большом Златоустинском переулке, в двух шагах от здания ФСБ. Последним в дело вступал реальный сотрудник референтуры президентской администрации Александр Кацев. Желающих прикупить должности или отправиться в заграничный вояж с Людмилой Путиной Кацев приглашал на собеседование в свой кабинет на Старой площади. После этого уже ни у кого не возникало сомнений, что у всех членов группы имеются высокие связи в Кремле.
Как выяснилось, 54-летний Евгений Резников прибыл в Москву в середине 90-х. В Казахстане он уже отбывал наказание за превышение должностных полномочий. В столице Резников вначале работал в московском филиале «Башнефти», затем стал соучредителем ООО Инженерно-технического центра «Бронетехнология». Центр занимается продажей средств индивидуальной и личной защиты. Среди заказчиков крупные коммерческие структуры и спецслужбы. Представителей «Бронетехнологии» вызывали в качестве свидетелей на судебный процесс.
— Ничего комментировать не будем. Мы дали подписку о неразглашении, — сказали в офисе «Бронетехнологии» и бросили трубку.
Вскоре Евгений Резников познакомился с 67-летней уроженкой Краснодара Зоей Акимовой и предложил ей руку и сердце. К тому времени Акимова уже проживала в Москве, преподавала и занималась предвыборными технологиями. С ее подачи Резников вошел в состав учредителей межрегиональной организации «Клуб содействия политической активности избирателей (Клуб избирателей)». Эта общественная структура основана в июне 2003 года и имеет свои отделения более чем в 30 регионах. Руководитель и один из учредителей — Николай Тимаков. Довольно часто члены «Клуба избирателей» проводили совместные пресс-конференции с администрацией президента. А некоторые мероприятия «Клуба» даже освещались на официальном сайте партии «Единая Россия». В разное время членами «Клуба» являлись недавно арестованный за превышение должностных полномочий бывший мэр Саратова Юрий Аксененко, а также несколько депутатов областных законодательных собраний и директоров крупных предприятий. Члена «Клуба избирателей» Евгения Резникова часто можно было видеть во всевозможных президиумах, на встречах общественности со своими кандидатами. В преддверии выборов президента России в 2004 году «генерал Резников» поставил свою подпись под обращением «Клуба избирателей» к гражданам России: «Поддержим президента России в борьбе с терроризмом и коррупцией! <…>».
По версии следствия, именно в период обострения «борьбы» в 2004 году Резников и Акимова «развели» коллегу по «Клубу избирателей», бизнесмена из Перми Александра Непомнящего. За два миллиона рублей якобы на избирательную кампанию Путина ему пообещали содействие в продвижении бизнеса и удостоверение «контролера» распоряжений президента РФ. Следующей жертвой оказался житель Петербурга Качалов. Резников предложил ему возглавить Новороссийскую таможню. Для начала кандидата попросили сделать добровольный взнос в 30 тыс. долларов в «фонд Путина». Затем потребовали еще 500 тысяч зеленых для собеседования в администрации президента. Назначение не состоялось. Еще одним потерпевшим оказался советник губернатора Орловской области Александр Старков, который хотел купить землю в Подмосковье. За помощью он обратился к референту президентской администрации Кацеву. По версии обвинения, Старков передал ему 1 млн 400 тыс. долларов, но землю не получил.
В конце 90-х супруги Кацевы проживали в обычной двушке на Украинском бульваре и имели старенький «Вольво». После знакомства с Резниковым Кацевы переехали в 5-комнатную квартиру на Сивцевом Вражке. Начиная с 2001 года в семейном гараже сменилось 7 автомобилей. Последними приобретениями стали «Ауди А8 L» ориентировочной стоимостью 100 тыс. евро и «Ленд Крузер». На «Ауди» с «милицейскими номерами» ездил глава семейства. Супруга передвигалась на «Крузере» со статусными номерами серии ААА.
Впервые Александр Кацев попал в милицейские картотеки в апреле 2000 года, будучи помощником заместителя министра МЧС. Его допрашивали в качестве свидетеля в связи с убийством авторитетного предпринимателя и коллекционера дорогих иномарок Давида Двали, с которым Кацев был хорошо знаком. Это убийство наделало шума, поскольку в карманах убитого сыщики обнаружили визитки тогдашнего премьера Виктора Черномырдина, членов правительства и депутатов Госдумы. В интервью итальянскому журналисту А. Паскуалетто ныне покойный Александр Литвиненко называл Двали «своим информатором и экономическим советником директора ФСБ Путина».
По данным следствия, торговцы должностями «нагрели» 26 человек на сумму около 80 млн рублей. Большинство потерпевших — бывшие или действующие госслужащие. По сведениям нашего источника, «жертв разводок» было гораздо больше, но многие побоялись огласки. Тот же источник добавил, что следователям не дали привлечь к ответственности некоторых должностных лиц, помогавших мошенникам. Несколько раз Резников и Акимова приезжали на встречи с клиентами в автомобилях со спецномерами силовых ведомств. Впрочем, иногда сделки срывались. В частности, бизнесмену Романовскому подсудимые пообещали за 1 млн евро пост вице-президента Калмыкии, но Романовский распознал мошенников.
Последним потерпевшим оказался бывший главный санитарный врач Старого Оскола Геннадий Махотин. Ему обещали похлопотать о назначении губернатором Белгородской области. С Махотина потребовали 200 тыс. долларов. Сначала он внес 18 тыс., затем добавил вексель Сбербанка на 5 млн рублей. Когда с него потребовали 36 тыс. долларов, Махотин обратился в ФСБ. За мошенниками установили наблюдение и стали прослушивать телефоны. При получении последнего «транша» Резникова и остальных арестовали.
На момент ареста Резникову и Акимовой принадлежали «БМВ», «Мерседес SL 55», «Порше Кайен», а также две квартиры в элитном доме на Университетском проспекте, земельный участок в Подмосковье и коллекция старинных охотничьих ружей. По решению суда имущество будет конфисковано. Во время вынесения приговора Акимова потеряла сознание. О том, что ей придется провести 10 лет в колонии строгого режима, она узнала от врачей скорой помощи. Евгению Резникову также придется отбывать в колонии 10 лет. Александр Кацев и Владимир Юдин получили восемь и семь с половиной лет. Кацева к тому же лишили звания полковника. Осужденные не согласны с приговором суда и заявляют, что занимались консалтингом. Защита собирается обжаловать приговор.