Сюжеты · Общество

Дубы и колдуны

Вышла в свет книга академика Виталия Гинзбурга о лженауке и мракобесии

«Девы хорошо проведут время с единомышленниками за вашим общим увлечением. Возможны необычные интересные варианты в любви», — читаю я чохом про всех людей моего знака гороскопа в одной из самых крупных и респектабельных газет страны....
«Девы хорошо проведут время с единомышленниками за вашим общим увлечением. Возможны необычные интересные варианты в любви», — читаю я чохом про всех людей моего знака гороскопа в одной из самых крупных и респектабельных газет страны. Газета эта не одинока — ту же «информацию» ежедневно читают миллионы россиян и в сотнях других изданий — от бульварных до государственных. Главный телеканал страны в популярной программе день за днем распространяет примерно такие же «важные знания»: как вылечить рак легких питием свежей мочи, а все прочие болезни — картофельной кожурой, вымоченной в рисовом отваре. Или еще вернее — крепким холодным отваром стухшего древесного гриба.
Число россиян, верящих во всю эту галиматью, необычайно велико. По данным фонда «Общественное мнение» (конец 2005 года), каждый четвертый житель страны верит, что судьбу можно узнать посредством ясновидения и магии, и треть — что колдуны и ведьмы могут влиять на судьбу и здоровье человека. Почти половина испытывает интерес к телепередачам про «чудеса». 34% верят в «порчу» и в «сглаз». 27% — в верность примет, и каждый шестой — в астрологию.
Виталий Гинзбург, нобелевский лауреат по физике — один из тех выдающихся российских ученых, которые ведут войну с распространяющимся по России, как лесной пожар, мракобесием. Это одна из главных тем его только что изданной Российским гуманистическим обществом книги «Об атеизме, религии и светском гуманизме» (М., 2008). Еще в 1998 году по предложению Гинзбурга в Российской академии наук была создана Комиссия во главе с академиком Кругляковым по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — комиссия издает книги и бюллетени, разоблачающие лженаучные бредни, но где слабосильной комиссии академиков угнаться за общенациональными телеканалами, пичкающими все российское население разными телечудесами буквально круглосуточно!
Гинзбург пишет, что, к примеру, одна уважаемая газета помещает прогноз для всех Весов. «Но на Земле таких людей около 500 млн (!) человек. Кем же надо быть, чтобы использовать такой «прогноз»! Людей, помещающих такие «прогнозы», нельзя уважать, они не хотят, чтобы россияне были образованными. Но это не мешает таким людям считать себя патриотами России. Но кто такой патриот? Я считаю, что патриот — это человек, который хочет, чтобы на его Родине людям жилось хорошо, чтобы они были образованными, просвещенными. Насаждение всякой лженауки и мракобесия совершенно несовместимо с патриотизмом».
В борьбе с колдунами и знахарями Гинзбург и Русская православная церковь (РПЦ) — по одну сторону баррикад. Но в другом вопросе — о стремительно идущей клерикализации России — по разные. Нам уже не в диковинку прямые трансляции с церковных праздников, на которых присутствует высшее руководство страны. Или атомные субмарины, окропляемые священниками вперемешку с брызгами от бутылки шампанского, разбитой о стальной борт. Батюшки служат в воинских частях, церковь борется за государственное признание дипломов своих учебных заведений и теологических диссертаций в Высшей аттестационной комиссии (ВАКе). Но главный фронт борьбы проходит вокруг детей.
РПЦ, как известно, настаивает на введении в школах России (пусть и добровольного) предмета «Основы православной культуры». И в новое поколение госстандартов общего среднего образования уже включен предмет «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Старт намечен на 2009—2010 годы — во всех классах, по два часа в неделю. Уже пишутся учебники — один из первых издан Борисом Якеменко — лидером «Православного корпуса» движения «НАШИ» (и по совместительству — родным братом известного «морального авторитета» Василия Якеменко). Пособие рассчитано на учащихся 7—11-х классов.
В качестве регионального компонента школьного образования основы религиозной культуры (в том числе и ислама) уже преподаются во многих регионах. Например, в Чечне и Ингушетии — основы ислама, основы православия — в Приморье, Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Самарской областях. В Ростовской преподают «Православие и казачество». Всего (на 2007 год) в 18 регионах 500—600 тысяч школьников изучали православие, 150—200 тысяч — ислам. Иудаизм и буддизм — примерно по 10 тысяч. В Тверской области предмет «Основы православной культуры» введен во 2—5-х классах и охватил уже 59% школ. Во Владимирской области преподают предмет в 43 школах. В Чите прошел выпуск первых 40 учителей православной культуры на базе Забайкальского гуманитарно-педагогического университета. Заместитель губернатора Тульской области Чмуневич идет еще дальше — предлагает ввести дисциплину начиная с детского сада.
Министр образования Фурсенко выступает против обязательного введения в школах курса основ православной культуры, но процесс идет полным ходом. Поддается и общественное мнение: по данным «Левада-центра», почти две трети россиян считают, что по желанию детей или их родителей в школах можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности.
Виталий Гинзбург резко выступает против сращивания церкви и государства. В июле 2007 года десять академиков РАН (в том числе, кроме Гинзбурга, нобелевский лауреат Жорес Алферов, академики А. Воробьев, Е. Александров и другие) направили открытое письмо президенту Путину с протестом против активной клерикализации страны. Академики писали: «Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой». Подчеркивают: никакое инновационное развитие невозможно без опоры на образование и современную науку.
Так же резко ученые выступают против отрицания отдельными деятелями церкви достижений науки в области изучения происхождения и эволюции жизни на Земле, протаскивания в школьную программу антинаучных идей креационизма. Например, протоирей Всеволод Чаплин утверждает, что теория эволюции якобы «не получила достаточных доказательств в науке и поэтому не может считаться непререкаемой истиной». Однако современная мировая наука никаких других истин не знает.
В другом письме выдающихся российских ученых (среди которых, кроме Гинзбурга, академики А. Деревянко и В. Молодин, профессор И. Захаров, профессор С. Капица и другие) от 2006 года говорится: «Данные науки неопровержимо свидетельствуют о том, что жизнь существует на Земле более трех миллиардов лет, а не несколько тысяч лет, как утверждают сторонники «теории творения». Современная наука, твердо стоящая на почве фактов и знаний об эволюции, помогает бороться с наследственными болезнями, смертоносными вирусами, предвидеть будущее Земли, предотвращать потенциальные угрозы».
Решение, предлагаемое Виталием Гинзбургом и его коллегами, основанное на строгом соблюдении Конституции России — ввести курс «История мировых религий», уже подготовленный сотрудниками Института истории РАН. Это спокойный, сбалансированный и главное — светский и гражданский курс. При этом строить преподавание в школах исключительно на строгой научной основе.