«У него есть один серьезный недостаток: он не верит в загробную жизнь». Кто сказал? И о ком? Какой-нибудь пастырь-священник о ком-то из паствы, утратившем веру? Да нет. «Воинствующий атеист», литературный генсек Александр Фадеев — о...
«У него есть один серьезный недостаток: он не верит в загробную жизнь».
Кто сказал? И о ком? Какой-нибудь пастырь-священник о ком-то из паствы, утратившем веру? Да нет. «Воинствующий атеист», литературный генсек Александр Фадеев — о литературном подонке Владимире Ермилове, чьим пособничеством, впрочем, не гнушался, но кто и его, достаточно окровянившего руки (за все ль расплатился пулей, посланной в собственное сердце?), в конце концов оттолкнул: своей крайней гнусностью.
Пояснять ли, что в данном случае «загробная жизнь» — существование в истории? Память. Наконец совесть.
…В 60-е годы прошедшего века среди литературных критиков, служивших мрачнейшему Кочетову с его журналом «Октябрь», выделялся Дмитрий Стариков. Выделялся неистовостью служения (писал доносительски о «новомировской» прозе, лучшем, что было тогда и в самом журнале Твардовского и вообще в советской словесности, воспевая графомана Егора Исаева, унижал Пастернака — и т.д., и т.п.). И когда он внезапно умер — молодым, не дожив, кажется, до сорока, у меня, помнится, вырвалось:
— И стоило ради этого?!
Под «этим» подразумевались, конечно, блага, расточаемые сильными мира того за услужение им. И конечно же восклицание мое лишено было логики: а если б он прожил мафусаилов век, тогда — стоило бы?
И все же…
Вот щекотливая ситуация, к которой обращаюсь не без опаски, для начала оговорившись. Мои дальнейшие невеселые размышления относятся не к власти (бесполезно), не к тем, кого, не замечая унижения, именуют «простыми людьми» (несправедливо, их забота — не самоутвердиться, а выжить), но к тонкой прослойке, которую раньше, сгоряча, назвали бы «творческой интеллигенцией». А ныне? Как их в целом определить, это скопище «звезд», «кумиров», «культовых фигур»? А девальвация слова «великий»? Одних «великих актеров» наберется с полтысячи.
И как, повторяю, назвать эту прослойку (хочется съязвить: прокладку)? Которая тонка-то тонка, но со своей агрессивностью влияет на вкус целого общества, подчас попросту образуя его; на эстетику эпохи; пуще того, намечает, как говорится, нравственный вектор.
Итак…
Не так давно погиб радиоведущий Геннадий Бачинский. Как выяснилось, фигура именно культовая.
Выяснилось — для меня. Я ничего ни о нем, ни его не слыхал. И когда, включив телевизор какое-то время назад, встретил его в ток-шоу в сопровождении всего набора величальных титулов, был озадачен своей неосведомленностью.
И вот — автокатастрофа. И друзья горестно поминают его, неизменно и, как им наверняка кажется, лестно добавляя: мол, по тому, что их друг делал и сделал, никак невозможно судить о нем настоящем. Да, говорили, преобладали сомнительные шутки… на грани фола… телесный низ… ниже пояса… А сам-то был совсем другим: тонким, умным, образованным; просто: что делать, таковы условия его канала, таков (ненавистное слово) формат.
Тогда и к моей естественной человеческой скорби (а как иначе — погиб человек, молодой, любящий и любимый, по словам друзей, необыкновенно одаренный?) прибавилось нечто, для меня самого неожиданное. Острое сожалеющее осознание — на что потрачены дарованные ему вкус, тонкость, ум? На что, если вот и друзья словно бы оправдывают его над гробом, словно бы извиняются за него? На достижение каких, снова скажу, благ? Полускандальная слава? «Звездность»? Иномарка? Загородный дом?..
В советское время в литературной среде бытовала такая полукомическая схема пути многих писателей. «Вот куплю жене шубу и возьмусь наконец за честную книгу… Вот скоплю на машину, и… Вот построю дачу…» Финал понятен. Смех смехом, а для человека небездарного это оборачивалось драмой; случалось (не всегда, не всегда), осознававшейся, когда талант иссякал и безвозвратно уходило время. На пороге «загробной жизни».
Было — и сплыло? Сегодня другая общественная и личная психология? Вероятно. Потребление; накопление; культ успеха, прежде всего рыночного, самого осязаемого; насмешливое презрение к внешне выраженной неуспешности… Да ради Бога! Пируйте на пиру жизни, точней, на банкете, фуршете, презентации. Ловите момент, надеясь, что так будет всегда. И поверят ли мне, человеку, которому (говорю без гордости и уж тем паче без радости) приходится признавать: сейчас — не мое время, поверят ли, что меня тоска берет при мысли о том будущем обществе — их обществе, где мне-то жить не придется? Об обществе, чьи этика и эстетика образуются как раз сегодня, ежедневно и ежечасно, когда успех Димы Билана воспринимается как триумф Отечества. Виват, Россия! Россия, вперед! Оле- оле! Всех порвем! Мы — лучшие!
Мы?!
Ей-богу, нам вредно одерживать победы подобного рода. Мы были по крайней мере не хуже, как и не лучше, в годы, когда на том же Евровидении Киркоров занял семнадцатое место, а поспешившая на выручку Пугачева — пятнадцатое. Зато были вынужденно трезвее, не имея возможности и охоты приравнять величие или упадок России к успеху или провалу на полусамодеятельном музыкальном соревновании.
Можно утешиться: позорное бессмертие не грозит практически никому из нынешних «кумиров» — в отличие (даже!) от продажного Ермилова, который хотя бы войдет, вроде Булгарина, в историю литературы. Как острил в лавреневской, кажется, пьесе один мичман, каламбурно переиначивая надменное королевское «После нас хоть потоп» (Apres nous le deluge): «После нас хоть две лужи».
Лужи так лужи — на большее многие наши «культовые» рассчитывать не могут. Но никогда ничтожность или фальшивость кумиров не проходили бесследно для общества. Особенно когда оно спешно утрачивало традиционные ценности, выношенные веками.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»