Национальная ассоциация телерадиовещателей в очередной раз собрала телеэкспертов — говорили о культуре на ТВ. Основным докладчиком на трехчасовом заседании 17 июня стал социолог Даниил Дондурей, схематично назвавший несколько цеховых...
Национальная ассоциация телерадиовещателей в очередной раз собрала телеэкспертов — говорили о культуре на ТВ. Основным докладчиком на трехчасовом заседании 17 июня стал социолог Даниил Дондурей, схематично назвавший несколько цеховых стереотипов ТВ: они, по мнению Дондурея, возникли с 95-го года, когда появилась реклама. Главным оппонентом докладчика выступил Сергей Шумаков, руководитель службы продюсеров ВГТРК. В силу ограниченности места «Новая» представляет лишь эти противоположные взгляды.
**Даниил Дондурей:**
**ТВ занимается колоссальной цензурой реальности, и она значительно опаснее, чем то, появится ли у вас Лимонов**
Первый стереотип — **«Телевидение — это всего лишь СМИ, ничего больше».** На мой взгляд, ТВ — уже давно медийная среда, где человек не только развлекается, а живет. Именно эта среда задает ему все основные парадигмы, инструменты, способы осознания реальности. И она вполне сопоставима по воздействию с институциями семьи и школы.
Второй — **«ТВ всего лишь отражает реальность»** . Но мы знаем о замерах по поводу любой темы, которую ТВ берет в орбиту своего внимания. 5?дней работы ТВ по Грузии, и — увеличение крайне негативного отношения к ней в 4?раза — с 8—13% до 38—44%. А сейчас я решил понаблюдать, как героя нации сделают из хорошего, очень одаренного парня, профессионала. Его зовут Тимур Бекмамбетов. Уверяю, мы увидим, как к концу этого месяца, к моменту выхода его фильма в 40—50 тысячах кинотеатрах мира, Билан будет ему завидовать! (_Режиссер снял в Голливуде фильм «Особо опасен» с Анджелиной Джоли_.)
**«ТВ под гнетом невероятной политической цензуры».** Такой удобный для телевизионщиков стереотип! Вы же помните серьезнейший круглый стол НАТ, где мы обсуждали ситуацию с «2x2» (подробнее — в №?23 «Новой» от 3 апреля). И в конце трехчасового обсуждения лидер ТВ говорит: вы все сказали очень интересно, но суть в другом — в том, что на ТВ есть колоссальная цензура. И я видел, как девушки, сметая все, бежали в информационные агентства: «Познер заявил о том, что в стране нет свободы слова!» Но слышал ли кто-то в стране, что ТВ занимается колоссальной цензурой реальности, и она значительно опаснее, чем то, появится ли у вас Лимонов? Ну, появится! Да его 25 жириновских затопчут в секунду! В программе Соловьева аналитик Привалов говорит, что «ФСБ давно крышует рейдерство» в России… Передача не в прямом эфире, и как ЭТО могло пройти? Я начинаю оглядываться. Но никого не арестовывают! Главные демиурги, идеологи массового сознания — это редакторы каналов, те, кто формирует повестку дня, делает акценты. Это будет названо, а это — нет. Такие сериалы — с яркими бандитами — мы принимаем, а с неяркими — нет. Должно быть не меньше 1,5 тысячи убийств в неделю и т.д. и т.п.
Четвертый — **«Задача журналистов — критиковать власть».** И никогда СМИ не рассматриваются как проекции: а что делать? а как выходить? По данным конца мая, 91% американцев готовы к тому, что президент будет афроамериканцем, 65% уверены, что так и произойдет. В начале 60-х было ровно наоборот! А в России, по последним данным, лишь 23% граждан готовы, чтобы президентом страны был человек не титульной нации.
**«Если не нравится — выключите телевизор».** Это замечательная заморочка, которая позволяет демонстрировать свободу — от себя. Но ведь основной принцип восприятия ТВ в России такой — не нравится, но смотрю с удовольствием.
Люди, входя в дом, включают свет и ящик. А в 67 случаях из ста телевизор работает тогда, когда его никто не смотрит. Это знание не должно проникнуть в среду рекламодателей, потому виды телесмотрения не исследуются.
**«Зрители сами хотят того, что мы им показываем».** Но любой маркетолог знает: во всех сферах экономической жизни действует ровно противоположный принцип — предложение определяет спрос! Бабушка спрашивает у президента: «Почему вы не запретите? И этот от рук отбился, и тот». И президент, как обычный нормальный умный человек, говорит: «Но вы же сами этого хотите!» Какой президент? Путин. В.В.
**Рейтинговое мышление** . Экономика ТВ, по-моему, — самая табуированная сфера. Дело даже не в том, что цифры не открыты (можно узнать и бюджет ВГТРК). Рекламный бюджет ТВ — 5 млрд долларов. Как они распределяются? Во имя каких идеалов? И не является ли рейтинг лишь инструментом перераспределения одного и того же количества денег среди одних и тех же зрителей — при отсутствии знаний об эффективности?
Есть еще стереотип, которым пользуются ТНТ и НТВ, — **«Мы учим правде жизни»** . И когда вы видите наше «ЧП» и чудесное «Чистосердечное признание», то мы делаем их не для того, чтобы рейтинг заработать. Это тоже серьезная идеологическая постройка, которая требует анализа и обсуждения.
**Сергей Шумаков:**
**Возникает совершенно жуткий образ монстров, которые подменяют реальность. Красиво, но бессмысленно. Ну абсолютно непродуктивно, Даниил Борисович!**
Я посмотрел омерзительный и восхитительный фильм «Юрьев день» Кирилла Серебренникова. Это — фильм, очень многое объясняющий в состоянии умов интеллигенции и простых зрителей (_пересказывает сюжет_). Суть программного заявления — в отказе от культуры. Я привожу в пример эту картину оттого, что в нашей интеллектуальной аудитории отсутствуют артикулированные понятия. Часть из них прозвучала в выступлении Даниила Борисовича. Замечательно! Это было страстное выступление, интересное не по содержанию мысли, а по тому, как она функционирует.
Прозвучала очень болезненная тема — насилия и ТВ. Как всегда, ее шумно и многословно затронул Минкин в известном издании (_серия статей журналиста Александра Минкина в «МК»_). Вся трагедия и некая интеллектуальная тупиковость заключаются в том, что мы никак не можем найти язык для обсуждения происходящего на ТВ (если не брать в расчет идеологию). Внутри каждого живет надежда: уберут этих, поставят других, и все исправится. Но ничего не поменяется! ТВ — это гигантский, невероятно отстроенный механизм — социальный, политический, идеологический и художественный. Каждый человек, который придет и попытается провернуть его, будет уничтожен в одну секунду.
Наша задача состоит не в том, чтобы сделать ТВ культурным. Ведь канал «Культура» отсутствует по определению. Если потребителей некоторых проектов такого ТВ на всю страну — 300 тысяч, а из них 34% — люди за 65 лет, то с кем имеет дело этот канал? Он действует по внутренним законам, но оплачивается «Россией». Один зарабатывает, другой несет социальную, политическую и художественную нагрузку. Только так это и может работать. Какие могут быть претензии? <...>
Здесь говорили о документальном кино на советском ТВ. Но оно не пользовалось спросом, его ставили — было положено. (Шум в зале.) Я ведь не говорю, какое замечательное ТВ сейчас. Шум: _«Отвратительное!»_
_Эдуард Сагалаев призывает к спокойствию, напоминая, что круглый стол — не митинг у Останкино. Не помогает._
_Шумаков:_ Я пришел не за любовью, не за поддержкой. <…> Мы пришли выяснить, каким образом работает ТВ.
_«Объясните, зачем вы создали Малахова?»_
— Так устроено ТВ!
_Шум: «Как?», «Дайте ему договорить!»_
— Эдуард Михайлович отлично показал место, от которого оно работает, — отсюда (_показывает в область пупка_), а не отсюда (_показывает на голову_).
_Татьяна Малкина, ведущая ТВЦ: «Позвольте, вы хотите сказать, что «Великая тайна воды», безобразная «Византия» — вот эта вся лажа, которой вы нас кормите…»_
— «Византия» — потрясающий проект!
_«Очевидно, у Дондурея пупок находится на совершенно другом уровне, нежели у вас. (Аплодисменты, смех.) Если все отсюда, зачем вам анализ?»_
— Анализ мне нужен потому, что анализировать можно только то, что отсюда (_показывает в область пупка). (Шум_.) <…> Во «Времени новостей» есть ежемесячная потрясающая полоса, где выступают лучшие телекритики… Я вижу фамилию и точно знаю, что будет отмечено. Но нужен анализ — когда тебя начинает колотить, а ты не знаешь почему. А сказать, что «Византия» — чудовищный агитационный фильм…
_Вопрос от «Новой»: «А от «Византии» не может колотить?»_
— По данным Гэллап, о фильме было около 900 публикаций. Вот это эффект! Анализируйте, почему это произошло.
_Анна Качкаева, журналист радио «Свобода»: «Ты хочешь от идеологии отказаться, а это что такое?»_
— Это не идеология! Это — сумасшедшее переживание!
_Малкина: «Да какое это переживание? Это бред! И с точки зрения исторической науки»._
— Я подготовлюсь в следующий раз. Я — продюсер этой картины, я просто ее делал.
**P.S.** _Как работает ТВ? Это так и осталось загадкой._
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»